Чтение книг положительно отражается на развитии ребенка, его формировании как личности, расширяет кругозор. Благодаря книге развивается мышление, воображение, повышаются умственные способности. Книги остаются верными друзьями, которые будут помогать на протяжении всей жизни. Мудрые люди раньше говорили о том, что с книгой человек может преодолеть практически все. Но что делать, если ваш ребенок категорически отказывается читать, предпочитая книге красочные мультики или открывая книгу только для того, чтобы посмотреть картинки? Предлагаем вам несколько практических способов, которые могут помочь вам приобщить свое чадо к чтению и полюбить это занятие на всю жизнь. Помните, главное в этом деле — терпение. Ведь если ребенок сейчас не любит читать, то не стоит думать, что это неизменно, и он никогда не полюбит книги. Прежде всего, чтение книг, как и любое другое занятие, не может понравиться мгновенно, необходимо «распробовать», «войти во вкус». И тогда у ребенка появится интерес к литературе и желание читать.
1. Возраст. Самое важное — не упустить момент, когда нужно прививать ребенку чтение. Этот период начинается примерно с года (можно и пораньше). Сейчас речь не о том, чтобы ребенка заставлять слагать буквы. Просто взять за правило перед сном (в обеденное время, на ночь) обязательно читать ребенку вслух. Лучше, чтобы книжка была с интересными и красочными картинками, которые малыш может посмотреть во время чтения или после. При достижении более старшего возраста, скажем, 4–5 лет (но возможно и с того момента, как малыш начал говорить), потихоньку переходим к познанию букв, которые создают такие прекрасные и сказочные миры. Книги для такого возраста должны быть не столько красочными, сколько содержательными. Пусть будет немного текста, но он должен увлечь ребенка. Читать с ребенком нужно каждый день, чтобы ребенок быстро привык к этому процессу. Малыш будет считать, что чтение — это неотъемлемая часть жизни, тем более что так оно и есть.
2. Выбор книги. Для каждого возрастного периода есть свои книги. Если ребенку будет предложена неинтересная и не понятная книга, то это может оттолкнуть и погасить интерес к чтению. Не старайтесь сразу подсунуть «Мастера и Маргариту» шестилетнему малышу, ему хватит и сказок. А для расширения кругозора не стоит останавливаться только на русских народных, не менее интересными ему покажутся сказки народов мира. Тем более, что многие сюжеты (особенно европейские) часто перекликаются с нашими (так называемые «бродячие» сюжеты, возникающие одновременно в разных местах). Предложите также и авторские сказки, например, братьев Гримм, Андерсена, Роулинг и т.д.
Детям постарше, скажем, 6-9 лет, уже постигшим и усвоившим азы чтения в школе, интереснее будет читать книги про своих сверстников. Например, цикл историй про приключения Алисы Селезневой Кира Булычева, или про Витю Малеева и других героев, созданных Николаем Носовым. Также детям понравятся шаловливый мальчуган Том Сойер и его подруга-одноклассница Бекки Тэтчер.
С пятого класса можно предложить серию приключенческих романов. Например, детей может увлечь Айвенго, Чингачкук, лилипуты с Гулливером и т.д.
В классе седьмом начинается романтическая пора у девочек. Тут подавай им произведения, которые описывают внутренние переживания героев, а где-то даже и противопоставление другим. Например, «Чучело» Железникова или «Записки институтки» Лидии Чарской. Мальчишки в этом возрасте продолжают увлекаться приключенческими романами с главными и непобедимыми героями, которые обладают кодексом чести и бесстрашием перед лицом опасности.
И еще. При выборе книги не бойтесь предлагать своему ребенку произведения современных авторов. Да, классика хороша во все времена, но и сегодня есть много замечательных авторов, которые пишут интересные и умные книги. Важно следить за новинками детской литературы и приобретать не только отечественные, но и зарубежные, естественно, переведенные на русский. Если вы сомневаетесь в авторе, то не поленитесь, и прочитайте произведение сначала сами, попробуйте выделить в нем главное, чему оно учит, что позволит сформировать в ребенке, обратите также внимание и на манеру письма автора – просто ли написано, скучно, богатый ли на метафоры язык автора. И имейте в виду, в маленьком возрасте дети не поймут многие метафоры, потому как у них нет опыта, но необходимо стараться найти баланс между простотой и сложностью. Ведь если ребенок привыкнет к простейшему, есть риск, что он не перейдет к сложному.
3. Выбор жанра. Не стоит останавливаться только на одном жанре. Ребенок должен узнать как можно больше жанров: стихи, приключения, сказки, детективы, исторические книги. Это позволит ребенку в каждом жанре найти свое любимое произведение, а не зацикливаться, скажем, только на одном.
Если у вашего ребёнка ещё нет любимой книги, начните поиски вместе с ребёнком. Читайте вместе с вашим малышом всё, написанное для детей, и скоро вы поймете его предпочтения. Может быть, это будет книжка о динозаврах, сказки Астрид Линдгрен, повести Туве Яссен, книги Николая Носова или романы Джоан Роулинг, рассказы о животных или других странах.
4. Заставлять или нет. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к чтению, так как реакция может вызвать обратный процесс и ребенок просто возненавидит чтение. Если ребенку надоедает читать через пару минут, проведенных с книгой, отложите ее до следующего раза.
Тем более, что к занятию чтения нужно подходить спокойно, возможно, придумать ритуал. Например, выбрать определенный час, можно и перед сном, который обозначить как час чтения. В это время выключается телевизор, компьютер или другие гаджеты и посвящается чтению увлекательной книги.
Важно заинтересовать ребенка книгой. Можно, например, рассказать о начале книги, чтобы у малыша возник вопрос о том, что будет дальше.
Есть такой вариант, когда сначала читается книга, а затем просматривается сказка или фильм. Это позволит сопоставить книжные и «киношные» образы.
Или вот такой способ — на задаваемый ребенком вопрос поискать вместе с ним ответ в энциклопедии. Но делать это нужно регулярно, чтобы сформировать четкое представление — в книгах можно найти много полезной информации, благо, дети большие почемучки. Для детей постарше можно устроить маленькую библиотечку в их комнате. Обустроенный красивый уголок для чтения может создать прекрасное читательское настроение.
А можно читать с ребенком вперемежку – сначала он одну страницу читает, а затем вы – вслух и с выражением. Для ребенка это будет своеобразная игра, в которую можно играть с мамой или папой. При чем, начинать можно с одного предложения. Через некоторое время перейти к абзацам, затем к постраничному чтению, к чтению по главе, а потом вы и сами не заметите, как ребенок перестанет вас звать и сам начнет читать «про себя».
А еще можно почаще посещать с ребенком книжные магазины, ярмарки, библиотеки. Пусть он сам начнет выбирать себе книгу, которую хочет почитать. А после прочтения можно устроить семейный поход на спектакль, поставленный по этой книге.
Для детей постарше, например, которые только пошли учиться, можно устроить настоящий ритуал. После каждого окончания четверти (вне зависимости от успехов) дарить ребенку книгу. Обязательно и всегда! Книга как подарок может быть быстрее прочтена. И буквально через пару классов ребенок уже начнет с нетерпением ждать очередного книжного подарка.
5. Выкуп за чтение – ни в коем случае! Чтобы хоть как-то заинтересовать свое чадо чтением, многие прибегают к такому методу, как оплата за чтение книги. Например, обещают ему за прочитанные страницы определенное количество конфет, новую игрушку или поход в зоопарк. Но в этом случае есть очень маленькая вероятность того, что ребёнок сам когда-нибудь захочет открыть книжку, не рассчитывая на какое-то вознаграждение за это. Чтобы приучить ребёнка читать книги, нужно развить в нём интерес к чтению, к литературе, к получению знаний.
6. Собственный пример. Пожалуй, один из самых действующих способов. А в связке с другими практически даст 100-процентный результат. Дети с малых ногтей копируют все повадки и привычки своих самых близких взрослых – мам и пап. Если ребенок будет постоянно видеть, что его родители все свободное время проводят перед телевизором или компьютером, и сами не читают, у него возникнет вопрос — зачем мне делать то, что они не делают? А если ребенок видит, что в семье любят читать, что родители постоянно читают, и читают с удовольствием, что книги расставлены на полках не по красивым корешкам, а по содержанию, ребенок волей-неволей, став постарше, сам потянется к таким полкам за очередной книгой. Поэтому читайте сами и всегда – дома, в метро, на природе, в очереди, да везде. Ребенок должен буквально ощутить, что книги живут в его семье, что они очень важны для повседневной жизни.
Если у вас есть книга, которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге — столько лет, и ее читали его мама или папа.
Вышеуказанные способы помогут родителям придумать свою стратегию. Самое главное в этом деле — не перестараться.
Как правило, любовь к книгам с возрастом становится крепче, а подростки сами начинают проявлять интерес к более серьезной, «взрослой» литературе с течением времени.