В конце ноября в Москве прошла одна из самых крупных книжных ярмарок в стране. На ней, по традиции, предлагались не только всем известные произведения, но и новинки. Конечно, была представлена и детская площадка «Территория познания» со стендами всех детских издательств.
Предлагаем вам подборку книжных детских новинок среди книжек-картинок, подготовленную сайтом «Библиогид»
Томи Унгерер. «Три разбойника» (Издательство «Самокат»)«Однажды, чёрной-пречёрной ночью, разбойники остановили экипаж с одним-единственным пассажиром. Точнее, пассажиркой — девочкой Тиффани. Она недавно осиротела и теперь ехала жить к вредной тётке. Как же она обрадовалась разбойничьему налёту!»
Их трое. Они вооружены секирой, мушкетом и перечницей. Они — гроза мирных жителей. Они обирают всех до нитки… Историю трёх разбойников давным-давно, ещё в 1960-е годы, рассказал Томи Унгерер, обладатель Золотой Медали им. Х.К.Андерсена. И хотя сюжет незамысловат, он поддерживает детскую веру в то, что даже злодей может измениться в лучшую сторону.
История легла в основу мультфильма и была переведена на многие языки. Теперь мы читаем и по-русски простой рассказ о том, как встреча с маленькой сироткой изменила суровых разбойников настолько, что они весьма необычно распорядились награбленным.
Благодаря выразительным иллюстрациям, их чистым цветам и ярким образам даже самые маленькие поймут, как и почему злодеи подобрели.
3+
Натан Альтман, Андрей Усачёв «Весёлая азбука. Страна Медведия» (Издательство «Гешарим ? Мосты культуры»)«Играть обожают / Медведи в индейцев ? / Точней, не в индейцев, / А в медведейцев!»
Издательство «Гешарим» опубликовало созданную в 1936 году и никогда прежде не издававшуюся «Весёлую азбуку» Натана Альтмана. В ней не хватало картинок к четырём первым буквам ? но они вдруг обнаружились у коллекционеров в Париже. Переоценить появление этой книги трудно: выдающийся представитель авангарда, Альтман мало известен как детский иллюстратор, хотя и сделал несколько книг для детей («Красношейка» Н.Асеева, 1929; «Детям» В.Маяковского, 1937; «Умные животные» М.Зощенко, 1939).
Азбука Альтмана устроена просто ? на каждую букву приходится небольшая сценка с одетыми по моде конца 1930-х годов медведями. Они ведут вполне человеческий образ жизни и окружены предметами, начинающимися с этой самой буквы. Однако издатели решили, что для современного ребёнка этого всё-таки маловато, и обратились за помощью к Андрею Усачёву. Тот окрестил азбуку «Страной Медведией» и написал к каждой картинке по стихотворению. Творческий союз оказался несколько странноватым (хотя бы потому, что самого Усачёва авангардистом никак не назовёшь), но, надеемся, дети его оценят.
3+
Кеннет Стивен, Эйвинд Турсерер. «Почему у собаки мокрый нос» (Издательство «Белая ворона»)«Ной объехал всю землю и собрал всяческих животных, какие только бывают на свете. Он взял с собой даже слизняков и пауков, жуков и всяких противных букашек, которых другие люди терпеть не могут и изводят отравой, чтобы только их больше не видеть».
Светская версия истории про всемирный потоп и Ноев ковчег, из которой мы заодно узнаём, почему у собаки мокрый нос. Конечно же, из-за того, что она героически заткнула им образовавшуюся в ковчеге брешь, и какое-то время носу пришлось торчать прямо в Мировой океан!
Текст в книжке простой и смешной, а иллюстрации просто выдающиеся. Норвежскому художнику Эйвинду Турсереру удаётся сочетать современность манеры с теплотой и весельем. Кроме того, Турсерер перенёс Ноя и его подопечных в наши дни и окружил их «родными» для современного ребёнка реалиями (у жены Ноя модный ирокез, а звери питаются куриными крылышками, кукурузными хлопьями и йогуртами). Учитывая, что Турсерер рисует много мелких деталей и подсюжетов, это превращает книжку в весёлую игру.
4+
Михаил Беломлинский, Вольт Суслов «Надо обязательно быть изобретательным»(Издательство «Речь»)«Сочиняя или строя, / Помни правило простое: / Надо обязательно / Быть изобретательным!»
Авторская книга художника Михаила Беломлинского. Сначала он нарисовал множество юмористических картинок и мини-комиксов, а уже потом поэт Вольт Суслов сочинил к ним небольшие стишки ? чтобы было ещё веселее.
Рассказывать нынешнему поколению родителей о Беломлинском вряд ли есть нужда, ведь в 1970-80-е годы художник иллюстрировал С.Сахарнова, Д.Хармса, Дж.Р.Р.Толкина, Дж.Даррелла, и его очень легко узнать по особой задорности картинок (хочется даже сказать, по их курносой задорности, так как у персонажей Беломлинского обычно весело вздёрнутые острые носы) и по той самой изобретательности, которой, как обещает название, и научит нас эта небольшая книжка-картинка.
4+
Джудит Виорст, Рэй Круз «Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день» (Издательство «Карьера-пресс»)«Миссис Диккенс в школе сказала, что кораблик, который нарисовал Пол, ей больше нравится, чем мой замок-невидимка. На занятиях по музыке она сказала, что я пою слишком громко. Когда мы учились считать, она сказала, что я пропустил шестнадцать. Кому нужны эти шестнадцать?
Говорю вам, начался ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день».
У Александра с самого утра всё пошло как-то не так. Он попадает в круговерть событий, которые очень хотелось бы изменить, но, кажется, поделать ничего нельзя.
Смешная и трогательная история о мальчишке, который учится справляться с неприятностями и со своим к ним отношением. Сама книга популярна уже более сорока лет, по ней был снят фильм, который есть и на русском, и вот, наконец, дошла очередь до книжного издания.
6+
Аарон Бекер. «Путешествие» (Издательство «Манн, Иванов и Фербер»)Книжка-картинка о девочке, взявшей в руки волшебный карандаш, не нуждается в переводе, потому что в ней нет слов. Короткая история об одиночестве, выдуманной стране, обретении друга ? на границе детства и взрослой жизни.
Книга была отмечена премией Калдекотта, присуждаемой за лучшие литературно-художественные произведения для детей.
6+
Жан Реньо, Эмиль Браво «Моя мама в Америке, она видела Буффало Билла» (Издательство «Бумкнига»)«…есть испытание покруче салатов, парка и запаха дединых ног. Это бабушкины подруги. <…> Они ерошат нам волосы и смотрят с такой печалью, будто мы тяжелобольные. “Бедняжки…”. “Горе-то какое!”. “Вот ведь несчастье! Вылитая мать…” Куда вылитая? Кем?»
Комикс о первокласснике Жане, который думает, что его мама много путешествует. На самом деле она умерла, но взрослые не решаются сказать ему об этом. А девочка-соседка так и вовсе зачитывает вслух открытки, якобы присланные его мамой из разных стран мира.
Из этого сюжета у французского писателя Жана Реньо и художника Эмиля Браво получился небольшой графический «роман взросления» для самых маленьких.
К концу истории Жан из маленького мальчика, не готового воспринять горькую правду, превратится в маленького мальчика, уже способного с ней жить. Однако книжка эта не о смерти, а о жизни ? обычной жизни впервые пошедшего в школу ребёнка, со всеми её радостями, страхами и недопониманиями. Вот почему этот комикс смело можно рекомендовать детям одного с Жаном возраста (ну и, конечно, тем, кто постарше).
7+
Михаил Бычков, Александра Евстратова «Антуан де Сент-Экзюпери. Жизнь как сказка»(Издательство «Речь»)«Недалеко от замка Сен-Морис находился аэродром, и Антуан часто ездил туда на велосипеде. И несмотря на то, что его мать, держа сына за руку, обошла всех пилотов и попросила не брать в полёт одержимого небом мальчика, двенадцатилетнему Антуану удалось уговорить одного из лётчиков “прокатить” его».
В последнее время Михаил Бычков рисует не совсем обычные книжки-картинки. Каждый разворот он делает цельной живописной картиной. Эффект любопытный: мы уже привыкли к тому, что книжка-картинка работает с историей — старается помочь тексту как можно интереснее передать сюжет, дополнить, расширить, даже изменить его. Или же ? если текста нет совсем — картинки сами изобретательно выстраиваются в связное повествование. Но Михаил Бычков вдруг шагнул в сторону: он решил сделать впечатление, производимое разворотом, — самым важным. Конечно, книжка всё равно получается цельной, но ощущение от неё ? другое, необычное. Особенно впечатляюще это смотрелось в книгах, посвящённых стихии ? морю. Теперь таким же образом художник оформил биографию Антуана де Сент-Экзюпери; здесь тоже есть где развернуться — и небо, и горы, и сады, и пустыни.
7+
Читаем с «Мурзилкой» Архив журнала «Ёж» (Издательство «TriMag»)ВОПРОС: «ЁЖ! Почему в этом номере нет ни слова про нас? Почему ничего не напечатано про то, как живут октябрята дома, что случилось в группе, кто опаздывает на сбор, какие новости в школе? Нас 300 000!!!»
Октябрята.
ОТВЕТ: А вы мне писали? Напишите ? напечатаю.
«Ёж»
В прошлом году «TriMag» выпустил три тома «Архива Мурзилки», и они были так успешны и востребованы, что издательство решило продолжить начатую работу по возвращению читателям советской детской периодики. Это вылилось в два новых проекта.
Первый ? серия книг для самостоятельного чтения «Читаем с Мурзилкой» (6+). В серии будут выходить тонкие книжечки удобного для ребёнка формата. Издательство анонсирует: «В каждой будут собраны лучшие иллюстрации одного из художников журнала и проиллюстрированные им произведения ? то, что не вошло в большую антологию».
Второй проект — издание архива другого легендарного журнала для детей — ленинградского «Ежа», предназначавшегося школьникам 11-13 лет. Главным консультантом «Ежемесячного Журнала» был Самуил Маршак, а неповторимый дух юмора и свободы в него вдохнули блистательные редакторы ? Евгений Шварц и Николай Олейников.Именно в «Еже» начали печататься детские произведения обэриутов ? Д.Хармса, А.Введенского, Н.Заболоцкого; с ним сотрудничали Борис Житков и Виталий Бианки. И конечно же, лучшие художники-иллюстраторы 1920-х годов ? Владимир Лебедев и Алексей Пахомов, Алиса Порет и Вера Ермолаева, Николай Тырса и Евгений Чарушин. Словом, весь цвет детской литературы того времени.