Мы все привыкли отмечать День учителя в первое воскресенье октября. А, оказывается, что вот уже более 20 лет в России официально праздник Дня учителя празднуется 5 октября. Как это произошло?
Начиная с 1965 года во всех республиках Советского Союза отмечался День учителя. В эпоху существования СССР этот профессиональный праздник повсеместно отмечался в первое воскресенье октября согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных датах». В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя (World Teaches’ Day), отмечаемый ежегодно 5 октября. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день — по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя» День учителя стали отмечать не в первое воскресенье октября, а 5 октября.
В этом году у этого праздника особая, круглая дата в нашей стране – 50 лет. Учитель – одна из древнейших профессий, появившаяся, думается, с первым рожденным ребенком. Ведь особая миссия учителя – это передача накопленного опыта всего человечества новому поколению. А потому так ценится во всех развитых странах профессия учителя. Надеемся, что и в нашей стране рано или поздно придет понимание, что инвестировать в учителей означает инвестировать в будущее. Именно учитель является тем связующим звеном между уходящим поколением и приходящим ему на смену новым. А потому эта профессия требует от человека большой самоотдачи, свободного времени, личной жизни. И мы надеемся, что большинство учителей в наших школах – это именно те люди, которые любят и понимают свой предмет, своих учеников, и осознают, какая возложена на них ответственность. В свою очередь все мы должны уважать профессию учителя и быть благодарными тем, кто мог ночами не спать из-за наших неудач или воспринимать как свой праздник наши победы.
А пока, в преддверии праздника, попробуем ответить на такой же древний, как мир, вопрос: «Каким должен быть хороший учитель».
1. Верить в своих учеников. Самое главное качество – видеть в ребенке интеллектуальный и нравственный потенциал. Блестящий учитель – это не победитель конкурсов, а победитель лени учеников, их отчаяния. Это тот, кто умеет дарить надежду даже в нелегких ситуациях.
2. Быть профессионалом в деле построения человеческих отношений. Если у учителя не сложились отношения с учеником, это признак недостаточной сформированности данного умения. Очень сложно выбрать и поддерживать правильную дистанцию, чтобы с одной стороны не было холодности, а с другой, чтобы ученик не принял панибратскую модель поведения. Партнерские отношения возможны лишь со старшеклассниками, но в то же время ученик должен помнить, что он – младший партнер, а учитель – старший.
Кроме того, учитель обязан создавать условия для того, чтобы его ученики смогли применять не только закрепленные в традициях схемы выполнения деятельности, но еще и подключать свое воображение. Очень важно видеть тех учеников, которые в этом нуждаются особо остро. Именно в детском и подростковом возрасте, ребенок получает единственный шанс в жизни развить свое воображение и повысить уровень интеллекта.
3. Быть думающим, делающим и говорящим одно и то же. Педагог может быть авторитарным, резким, своенравным, но если его слова не расходятся с делом и мыслью, ученики все равно будут уважать такого педагога. Найдутся многие, кто будет испытывать симпатию и к такому учителю.
4. Быть справедливым абсолютно ко всем своим ученикам. Это очень важное качество, чтобы ученики были уверены, что преподаватель ставит оценки не в соответствии с симпатиями и антипатиями. В этом деле очень помогает прозрачность оценок, выставляемых учителем. Когда школьник знает требования и видит, как они реализуются, он чувствует себя намного спокойнее. Это дает ему ощущение, что от его усилий напрямую зависит успеваемость. Повышается мотивация и уверенность в себе.
5. Ну и, конечно, искренне любить детей и свой предмет. Ведь зачастую только это удерживает наших учителей в школе надолго. Профессия педагога – одна из самых стрессовых, человек постоянно находится в эмоциональном напряжении.