О том, что чтение сказок малышам – это необходимое занятие, знают, наверное, все. Сказка — это общение с малышом на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ними, учатся на его ошибках. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию, слушая сказки, они становятся более внимательными и усидчивыми.
Сказки, бесспорно, играют огромную роль на формирование мировоззрения ребенка, его понимания жизни. А поэтому стоит очень аккуратно подходить к выбору книжки для малыша первого года жизни, 2-4-х лет, от 5 лет и старше. Ведь, главное не просто читать книжку ребенку, а читать такую, смысл которой он бы понял или которая ему была бы интересна на определенном этапе взросления.
Давайте разберемся, в каком возрасте какие сказки полюбятся нашим деткам.
Годовалому малышу необходимо читать сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба» и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Также подойдут сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агнии Барто, Михалкова, Благиной и другие. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста – это приучить их слушать. Пусть ребенок садится к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова. Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает, как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремится добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 лет сказки Корнея Чуковского «Тараканище» и «Муху-Цокотуху», хоть у этих сказок и хорошая рифма.
Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку, у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.
Для детей 2-4-х лет можно выбирать сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса», «Теремок», Зайка-зазнайка» и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Гуси-лебеди», «Раковая шейка» и другие. Сказки, где присутствуют волшебники и колдуны лучше начинать читать после 5-летнего возраста. У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса. Для детей старше пяти лет полезны сказки «Снежная королева», «Русалочка», «Дюймовочка», «Двенадцать месяцев», «Щелкунчик» и другие.