Проект «Дизайнерская платформа» созданный Творческим Объединением Кураторов (ТОК) в рамках международного проекта социально-ориентированного дизайна исследует креативные возможности на территории школ.
Школа – это важная часть нашей жизни. Это не просто место обучения. В ней формируются первые отношения в обществе. Принимая во внимание роль школы, мы понимаем, что система образования обязана реагировать на процессы современного мира. Однако когда приходишь в обычную городскую школу чувствуешь, что время в ней будто остановилось. Устаревшие методы образования уже не эффективны. Нужны изменения, которые затронут не только образовательные аспекты, но и будут способствовать изменениям школьного пространства, ведь его организация во многом определяет учебный процесс и общую атмосферу в школе. Как показывают исследования – осуществление дизайнерских проектов в образовательных учреждениях даёт благоприятные условия для развития индивидуальности и творческого потенциала. Открытая, комфортная школьная среда положительно влияет на мотивацию учителей и учеников.
Участники проекта разрабатывают дизайнерские и архитектурные решения, которые помогут изменить рядовые школы и создать современный образовательный центр. К тому же изменения в пространстве смогут повлиять и на образовательный процесс учебного заведения, то есть сделать его более интерактивным и построить взаимоотношения по схеме «ученик в центре», а не учитель. Трансформации должны затронуть и дизайн здания и методики преподавания.
Для начальной стадии ТОК выбрали обычную городскую школу №53 Приморского района. Она была построена по типовому проекту ещё в 1965, поэтому нуждалась в обновлении. Командой состоящей из дизайнеров, архитекторов, художников, социологов и кураторов было проведено исследование и подготовлен комплекс мер по улучшению школьной среды. Посредством опроса в процесс изменения вовлекали и учителей и учеников (а также их родителей). Таким образом, были собраны идеи по изменению школьного пространства. Выделялись пространства для обучения, отдыха и внеклассных занятий. Также были проведены неформальные беседы на переменах. Личные комментарии каждого учитывались рабочей группой. Каждый из участников проекта обзавёлся новой идеей и взглядом на школьное пространство.
Некоторые изменения удалось воплотить в жизнь. Первое, что заметила команда в школе — угнетающее воздействие серых стен коридора. Поэтому было решено покрасить стены в яркие цвета. Были добавлены удобные ящички для хранения, заменены двери и окна. Был создан символ школы – дерево. Символ несёт в себе не только декоративную, но и смысловую нагрузку. Это душа школы, объединяющая учителей, учеников и родителей. Команда «Дизайнерской платформы» создала проект перепланировки школы, но для того чтобы выполнить его в жизнь нужны более крупные средства и поддержка. Однако первый проект в образовательной среде послужил хорошим началом для будущей деятельности команды.