По прогнозам Европейской академии аллергологии и клинической иммунологии (EAACI), к 2020 году каждый второй ребенок на планете будет иметь ту или иную форму аллергии.
В ходе масштабного международного исследования частоты возникновения аллергий и астматических симптомов у детей , которое проводилось с 1991 по 2012 годы, специалисты выяснили, что с каждым годом в мире становится больше детей, страдающих от того или иного проявления аллергии. Для некоторых болезней, например атопического дерматита, в России больше известного как диатез, рост не кажется катастрофическим: за пять лет с 1995 по 2000 год число больных увеличилось всего в 1,1 раза. А вот детей с астматическими симптомами за тот же период стало больше в 1,8 раза, передает интернет-портал «Чердак».
В целом каждый пятый житель планеты (а в некоторых развитых странах — каждый третий) сморкается и чихает, вдохнув пыльцу, кошачью шерсть, пыль или еще что-нибудь. Около восьми процентов детей покрываются красными пятнами, а то и вовсе начинают задыхаться, попробовав безобидную, казалось бы, еду. Почти 40% из них для снятия приступа требуется вмешательство врача.
Аллергия проявляется, когда иммунная система неадекватно отвечает на встречу с вполне безобидным веществом. Частицы пыли, еды, шерсти, экскременты домашних клещей провоцируют целый каскад реакций, повреждающих ткани самого организма, — в этом случае их называют аллергенами. Иммунный ответ и здорового человека, и аллергика идет через так называемые белки иммуноглобулины, но в норме в нем задействованы иммуноглобулины типа G (IgG), а при патологической реакции подключаются иммуноглобулины E (IgE), куда более мощное оружие. Работу IgG можно сравнить с точечной зачисткой, а после IgE на поле битвы остается выжженная земля. «Враги», против которых направлена атака, при всем желании не смогли бы причинить организму хотя бы сопоставимый вред.
Возможные причины «наступления» аллергии
Слишком стерильно
Единого ответа, почему в последние годы становится все больше людей, чей организм буквально сходит с ума, сражаясь с пылинками, нет. Скорее всего, неуклонный рост числа аллергиков связан сразу с несколькими причинами. «Есть много теорий, — рассказывает аллерголог-иммунолог, кандидат медицинских наук Наталья Кузьменко. — Например, гигиеническая объясняет увеличение частоты аллергий тем, что современные люди моют все подряд, по сто раз в день трут руки с мылом, в результате у организма нет шанса «познакомиться» со многими потенциально опасными, но не смертельными веществами, и выработать адекватный ответ на них». Чистота, порой граничащая со стерильностью, бережет людей от кишечных инфекций, но расплатой становится аллергия.
Много химии
Еще один фактор, из-за которого почти каждый третий житель развитых стран время от времени принимает антигистаминные препараты, — развитая химическая промышленность. Технологи придумывают все новые и новые вещества, которые улучшают нашу жизнь: делают еду вкуснее, растения здоровее, краски ярче, духи приятнее, моющие средства эффективнее. «Человек искусственно создал очень много веществ, которых раньше не было в природе, и все они могут являться аллергенами. Иммунная система пытается защититься от них и выбросить из организма чужеродные вещества. Например, есть объективные данные, что в Африке, где гораздо меньше созданных человеком новых веществ, частота аллергий намного ниже, даже с учетом гиподиагностики», — поясняет Кузьменко.
Наследственность
Склонность организма слишком бурно реагировать на чужеродные вещества имеет наследственную природу, то есть в генах некоторых людей заложен «перекос» иммунного ответа в сторону IgE. Предрасположенность к патологическому ответу на определенные аллергены может никак не проявлять себя, если человек не встречается с веществами-триггерами. Но чем больше вокруг новых веществ, тем выше шансы, что какое-то из них спровоцирует неадекватную воспалительную реакцию.
Аллергия причиняет много неудобств, но реально жизни угрожают только крайние ее проявления, такие как бронхоспазм или отек Квинке. Более того, даже люди, у которых патологический иммунный ответ проявляется в таких тяжелых формах, выживают благодаря современным препаратам. Носители «аллергичных» вариантов генов передают их потомкам, и число гиперчувствительных к различным веществам людей растет.
«Если у обоих родителей есть аллергические заболевания — в любых проявлениях, риск, что у ребенка тоже разовьется аллергия на что-нибудь, составляет порядка 80%», — говорит Кузьменко. Многие люди не считают себя больными, если у них, скажем, чешется нос, когда рядом кошка. Но любое проявление гиперчувствительности к тому или иному аллергену — знак, что иммунная система работает не совсем правильно, и дети таких «здоровых» людей получат опасное наследство, которое неожиданно может проявиться как аномально сильная реакция на совсем другой аллерген. «Кроме того, аллергия молодеет, — добавляет Кузьменко. — С каждым поколением она проявляется у детей все раньше и раньше».
При всем при этом истинных цифр по росту количества аллергий мы не знаем. «В России колоссальная гиподиагностика по аллергиям. Официальная статистика по нашей стране не такая ужасная, как на Западе, но в реальной жизни это не так. Причина в том, что люди, а зачастую и врачи очень мало знают об аллергиях. Не ставятся правильные диагнозы, не назначается лечение, и те, у кого есть аллергии, страдают без адекватной помощи», — рассказывает Кузьменко.
Как справиться с аллергией
Главная помощь при аллергии — исключить контакт с аллергеном. Для этого нужно понять, на какое именно вещество реагирует организм, а это не всегда просто. Антигистаминные препараты, которые многие больные «назначают» себе самостоятельно, временно снимают воспаление, но если аллерген остается, симптомы возникнут вновь. Со временем легкий насморк или першение в горле могут превратиться в астму, но, когда это произойдет и произойдет ли вообще, не сможет предсказать ни один врач. Статистика утверждает, что люди даже с легкими аллергиями уже в группе риска: например, для больных аллергическим ринитом (тот самый противный насморк) вероятность развития астмы в три раза выше, чем для здоровых людей.
«Существуют попытки избавиться от аллергии при помощи так называемой аллерген-специфической иммунотерапии. Это не панацея, эффективность этого метода не очень высока — порядка 70—80%. Это попытка воздействовать на механизм развития аллергической реакции, чтобы предотвратить обострение. Например, в периоды, когда нет цветения, можно в небольших количествах вводить в организм аллерген пыльцы березы. Организм постепенно привыкает к аллергену и вырабатывает защитные антитела, которые при встрече с настоящим аллергеном не дают развиться патологическим реакциям», — рассказывает Кузьменко. Но до конца механизмы развития аллергий не изучены, поэтому некоторым людям аллерген-специфическая иммунотерапия не помогает вовсе.
Аллергия во всех ее проявлениях — одно из самых быстро распространяющихся заболеваний на планете. По некоторым оценкам, чрезмерная ретивость организма в сражениях с аллергенами будет стоит государствам дороже, чем борьба с раком или сердечно-сосудистыми заболеваниями. Так что часто встречающиеся в прессе утверждения об эпидемии аллергии в нынешнем веке не такое уж преувеличение.