Сегодня во всех школах Санкт-Петербурга проходит Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет
Кибер-урок проводится уже в третий раз, а в Санкт-Петербурге такие единые дни информационной безопасности проходят с 2011 года. В ходе занятий ученики узнают, как не стать жертвой интернет-мошенников, защитить персональные данные и спасти свой компьютер от вирусов, сообщает пресс-служба администрации Санкт-Петербурга.
При работе в Интернете дети могут столкнуться с рядом опасностей.
Первая опасность – это шокирующая информация. Это могут быть сайты, на которых люди обсуждают способы причинения себе боли или вреда, способы чрезмерного похудения, сайты, посвященные наркотикам, и даже сайты, на которых описываются способы самоубийства. Такая информация часто бывает заманчивой и может оказывать сильное психологическое давление на детей и подростков, которые не способны до конца осознать смысл происходящего и отказаться от просмотра и изучения сайтов с подобным содержимым. Влияние подобного рода информации на еще неокрепшую психику детей и подростков непредсказуемо. Под впечатлением от таких сайтов дети могут пострадать не только в эмоциональном плане, но также прямой урон может быть нанесен и их физическому здоровью. Именно поэтому на всех компьютерах, используемых в петербургских школах, установлены фильтры контентной фильтрации.
Вторая опасность связана с общением и межличностными отношениями интернет-пользователей. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, общение педофилов с несовершеннолетними), знакомства в сети и встречи с интернет-знакомыми и др.
С коммуникационными рисками можно столкнуться при общении в чатах, онлайн-мессенджерах , социальных сетях, на сайтах знакомств, форумах, блогах и т.д. Для многих российских школьников не важно, знают ли они своих интернет-собеседников в реальности. Чем старше ребенок, тем шире у него сеть таких контактов. Если среди российских детей 11-12 лет треть поддерживает в сети контакты с незнакомыми им в реальной жизни людьми, то среди 15-16-летних таких уже больше половины. С целью предупреждения такого рода рисков в школах проводятся классные часы, на которых обсуждаются правила поведения в Интернете.
Пожалуй, наиболее важной опасностью Интернета является зависимость. По своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков), но относится к типу нехимических зависимостей, то есть не приводящих непосредственно к разрушению организма. По своим симптомам интернет-зависимость ближе к зависимости от азартных игр. Для этого состояния характерны следующие признаки: потеря ощущения времени, невозможность остановиться, отрыв от реальности, эйфория при нахождении за компьютером, досада и раздражение при невозможности выйти в интернет.
Профилактикой интернет-зависимости может стать вовлечение детей в активную социальную практику: участие в деятельности детских общественных организаций, волонтерских акциях, занятие в учреждениях дополнительного образования и отделениях дополнительного образования детей при школах.