Исследователи из Массачусетского технологического института и Бостонского института нейробиологии под руководством Тайлера Перракиона установили, что у людей с дислексией наблюдается неспособность адаптироваться к основному каналу информации. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Neuron.
Мозг здорового человека, как правило, быстро адаптируется к важнейшему на данный момент информационному каналу — звуку голоса, изображению лиц и предметов и пр., потому что это делает обработку данных более эффективной и простой. Но люди с дислексией испытывают в связи с этим трудности, сообщает портал «Научная Россия».
Тайлер Перракион, по первой специальности лингвист, хотел проверить теорию, согласно которой дислексия возникает из-за проблем, связанных с ассоциированием звуков речи с написанным словом. Постепенно он подошел к фундаментальным процессам в мозге, которые затрудняют такое объединение. «Часть тайны дислексии заключается в том, что мозг [некоторых людей] не имеет область, которая эволюционировала для чтения», — сказал когнитивист Джон Габриэли.
Исследователи использовали метод функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ), чтобы сравнить мозг здоровых людей и людей с дислексией. В ходе эксперимента испытуемые слушали слова на английском языке. В некоторых случаях их произносил один и тот же диктор, в других слова произносились разными людьми. Ученые в это время следили за активностью зон мозга.
Обычно мозг человека адаптируется к одному голосу в течение одной-двух секунд, но не к нескольким голосам одновременно. Действительно, люди без дислексии адаптировались к одному, но не к нескольким голосам. Для дислектиков же активность мозга остается высокой в обоих случаях, и это говорит о проблемах с адаптацией.
Кроме того Перракион и Габриэли решили посмотреть на адаптацию к зрительным стимулам. Они пригласили еще одну группу лиц с дислексией и без нее и изучили процесс адаптации в ходе чтения и просмотра изображений. Опять же они увидели гораздо меньшую степень адаптации у участников с дислексией.
Ученые повторили этот эксперимент с еще одной группой лиц, на этот раз сосредоточив внимание на детях в возрасте от 6 до 9 лет. Результаты были такими же. В целом, в исследовании приняло участие более 150 человек. Ученые говорят, что люди с дислексией демонстрировали в среднем лишь половину адаптационных усилий, по сравнению со здоровыми людьми.
В то же время адаптация — лишь один из факторов, определяющих способность к восприятию письменного текста. Чтение — сложный навык, который требует согласованной работы нескольких областей мозга. Дефицит адаптации одновременно влияет на обработку как зрительной, так и слуховой информации и может сделать чтение очень трудным.
Дислекси́я — избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.