«Я сыграл около 200 ролей в театре и в кино. Из них хорошо – штук 6, а остальные были только тренировкой».
Знаменитый советский и российский актер встретился с корреспондентами Лиги юных журналистов и ответил на вопросы о театре, кино, искусстве и современной молодежи. Cвои вопросы задала и Марина Тарасова из молодежного медиацентра «Полярник».
— Вы сыграли огромное количество ролей, как в театре, так и в кино. А есть ли у вас любимая роль?
— Конечно! Сейчас я играю сказочника в спектакле «День рождения сказки» в Александринском театре. Играю с мультимедиа – позади меня, на декорациях, повсюду возникают мультфильмы. Я очень люблю общаться с детьми и поэтому могу назвать роль сказочника одной из любимых. Есть еще одна любимая роль – в театре «Комедианты» я играю Дон Жуана, который все понимает в любви. Это удивительная пьеса возносит женщину. Это гимн женщине, гимн любви!
— В популярной песне группы «Танцы Минус» есть такие строки: «Город-сказка, город-мечта, попадая в его сети, пропадаешь навсегда…» Как Вы думаете, Санкт-Петербург является городом-мечтой? Какие Ваши мечты сбылись в этом городе?
— Я недавно был в Москве и меня очень поразила чистота в этом городе. На улицах метут с 5 утра – я выглядывал! И сейчас я мечтаю, чтобы во всех городах была такая же чистота. В каждом городе есть любимое место. И у меня есть одно единственное – Александринский театр. Когда я был еще студентом, мечтал там работать. У меня колотится сердце, когда я иду, как у нас говорят, мимо Катькиного сада к театру, с правой стороны (мы ходим только так). Один человек сказал: «Если бы мне была дана вторая жизнь, я бы ничего не читал кроме Пушкина, потому что у него есть все наше хорошее и все наше плохое. И Санкт-Петербург связан для меня, прежде всего, с этим именем.
-Что значит для Вас искусство?
— Я расскажу про искусство театра. Театр – это то, что делает человека лучше. Человек приходит на комедию – он смеется, хохочет, по хорошему поводу. Это очень полезно. А бывает так, что человек на спектакле или же после него о чем-то задумывается. Театр – нравственная кафедра, а не панель. И настоящий артист должен подниматься на эту кафедру, а не опускаться на панель.
— Как Вы считаете, что лучше – чувствовать себя хорошим актером с наградами или без них?
— Если ты хороший артист, почему ты не можешь получать награды? Я был очень счастлив, когда получал «Золотой софит» на сцене Большого драматического театра им.Товстоногова. Считаю, что награды – это стимул. Это важно, но это не сама цель. Ты должен работать и тогда заслуженные награды догоняют тебя.
— В одном из интервью Вы упомянули, что случай помог Вам попасть в первый состав спектакля «Сказки старого Арбата». Расскажите об этом.
— В любой профессии нужно иметь адское терпение, пока придёт ваш случай. Вот пришел ваш случай – и вы готовы. Для того, чтобы воспользоваться этим случаем, нужно долго терпеть. В институте я играл главные роли, был перспективным. А пришел в театр и засел года на три-четыре. Меня назначили в третий состав спектакля «Сказки старого Арбата». Я ходил на репетиции, выучил свою роль, но до меня очередь не доходила. И однажды случилось: в помещении, где мы репетировали не оказалось ни первого, ни второго составов. И режиссер позвал меня. Я начал репетировать по-своему. И получилось так, что сказали: «Премьеру должен играть этот человек». Это была одна из моих любимых ролей.
— Какой актерский типаж подходит Вам больше всего?
— По натуре я добрый. Злых людей у меня не выходит играть. Режиссерам почему-то, кажется, что я дворянского рода и предлагают мне роли князей, баронов, графов. Но у меня они не выходят, потому что я другого происхождения. Мой отец из батраков. Поэтому роли простых людей, щедрых, открытых, добрых у меня выходят. Очень важно, когда у актера спрашивают о его предпочтениях, что привлекает и наоборот ненавидит, презирает. И исходя из этого даются роли. Я не пользуюсь личным автомобилем. Я люблю ездить на метро, в автобусах, чтобы видеть тех людей, которых я потом буду играть. Жить нужно среди людей. И опыт актерский берётся из жизни.
— Что Вам интереснее – кино или театр?
— И то, и другое. В театре мы очень долго репетируем и ощущаем, получилось ли у нас или нет. Для того, чтобы хорошо играть в кино нужен опыт. Аплодисменты – это самая большая наша награда.
— Как Вы считаете, изменилось ли отношение у молодежи, современных людей к театру?
— В течение последних 20 лет подавляющее большинство спектаклей, на которые попадает молодежь – это дразнилка для глаза. Это очень хорошая театральная форма. Театр должен быть пищей для души. С моей точки зрения, молодых людей устраивают полтора часа без антракта, чтоб все мелькало, светилось и через какое-то время заканчивалось. Театра-собеседника, куда можно прийти и он бы тебе помог, посоветовал, нет. К сожалению, сейчас молодежь изменилась по отношению к серьезному театру.
— Какие литературные произведения Вы хотели бы, чтобы ставились в театрах, учили молодежь?
-У нас достаточный объем литературы. Вот, например, у Пушкина есть произведение «Станционный смотритель». У этой постановки есть мысль – когда устроите собственное счастье, думайте о тех, кому вы дороги, кто вас воспитал. Не будьте эгоистами.
— Каким Вам представляется современный герой эпохи, герой нашего времени?
— Это тот человек, который трудится.
— В какой период жизни Вы поняли, что хотите быть актером?
— Во втором классе. Мама привела меня во Дворец пионеров и хотела отдать в кружок игры на трубе. Но дверь была закрыта, а в Театре юношеского творчества дверь была открыта.
— В чем по-вашему заключается цель искусства?
— Театр должен делать человека лучше. Мой друг Игорь Горбачев играл спектакль «Пока бьется сердце». И вот после него он получает письмо, в котором написано «Дорогой Игорь Олегович, жизнь моя мерзкая, гадкая, был в отчаянии, когда пришел на ваш спектакль. Просто я хотел свести счеты с жизнью. После просмотра спектакля я переменил свое решение. Огромное Вам спасибо за то, что вы подарили мне вторую жизнь».
— Для Вас это счастье?
— Высочайшее счастье. Если вдруг мое исполнение заставит о чем-то задуматься, значит, я на своем месте.
Подготовила Марина Тарасова, молодежный медиацентр «Полярник»
Фото: Центр детского (юношеского) технического творчества Кировского района Санкт-Петербурга