30 августа 2017 года прошло Общероссийское родительское собрание, на котором уже по традиции присутствовали родительские комитеты и общества со всех городов России. Собрание велось в форме трансляции с включением городов Российской Федерации. В предстоящем новом учебном сезоне родителей волновали вопросы преподавания и подготовки к экзаменам по русскому и иностранным языкам, истории и астрономии. Также родителей детей с особыми потребностями волновал вопрос работы специальных коррекционных школ. Не обошли родители и вопрос возвращения в школы медицинских кабинетов. Кроме того, родители задали и традиционный вопрос о поборах в школах на ремонт и рабочие тетради.
Трансляция длилась 2 часа, в течение которых Ольга Васильева успела ответить более чем на 20 вопросов. Мы выбрали лишь некоторые вопросы, которые нам показались интересными.
Единое образовательное пространство
В ближайшие годы нас ждет полный возврат к единому образовательному пространству, в котором учителя всей страны вне зависимости от региона или субъекта федерации будут учить детей по единому стандарту формы и содержания.
«Единое образовательное пространство – главная часть вопроса национальной безопасности, которая отвечает на вопросы как, чему и кого будем учить», — сказала министр образования и науки РФ Васильева перед началом беседы.
По сути, все родительское собрание было посвящено раскрытию этой темы в той или иной форме. Говорили ли родители о школьном питании, форме обучения, доступной среде, общих учебниках или детских лагерях.
Трудовое воспитание в школе
Родители с Дальнего Востока хотели выяснить, вернется ли в школу трудовое воспитание: домоводство у девочек и столярные и слесарные занятия у мальчиков, а также учебно-производственный комбинат для старшеклассников.
Ольга Васильева заверила родителей, что трудовое воспитание за эти годы не изменилось. Только в сегодняшних реалиях эти уроки сведены в одну дисциплину: «Технология». Но, уточнила министр, от каждой школы зависит, как будет построен процесс трудового воспитания: «У нас есть школы, где домоводство и столярные и слесарские занятия преподаются одинаково для всех учеников вне зависимости от принадлежности к полу, а есть школы, где занятия четко разделены для девочек и для мальчиков. Но никаких ограничений с нашей стороны нет, школы сами принимают решение, как давать подобные уроки».
Также Ольга Васильева обратила особое внимание на учебно-производственные комбинаты. По ее словам, профориентация в старших классах просто необходима. С этой задачей в какой-то степени раньше справлялись комбинаты, но теперь их нет в школах. «Мы сейчас рассматриваем вопрос во возвращению учебно-производственных комбинатов в школы. Это сделать необходимо», — категорически заверила министр собравшихся.
Специальные коррекционные школы не закроют
Не менее животрепещущий вопрос был задан родительским сообществом из Абакана (республика Хакасия). Родителей интересовал вопрос о том, не закроют ли специальные коррекционные школы в стране, поскольку сейчас успешно реализуется федеральная программа «Доступная среда», по которой в одной школе и в одном классе могут учиться как обычные дети, так и ученики с ограниченными возможностями здоровья.
Министр образования и науки России Ольга Васильева заверила всех собравшихся, что развитие инклюзивного образования в России никак не отразиться на работе специальных коррекционных школ.
«Ни одна коррекционная школа с момента прошлого года не была закрыта. У нас как было 1764 школы, так они и остаются», — сообщила Васильева.
Кроме того, министр также сообщила, что в ближайшие 3 года будет реализован совместный проект с Министерством промышленности и торговли России по оснащению школ оздоровительными комплексами для обследования здоровья детей.
«Этот проект рассчитан на три года. 360 школ из большого списка в этом году получают комплекс для обследования здоровья наших детей, а в течение трех лет, рассчитываем, все школы будут оснащены этим комплексом», — сказала Васильева.
Медицинские кабинеты и группы здоровья возвращаются
Родителей из Москвы интересовал вопрос о возвращении медицинских кабинетов в школах, а также о том, кто будет отвечать за здоровье детей и их лечить в школе.
«Школы предоставляют медицинские кабинеты, чтобы врачи и медицинские сестры могли работать в этих кабинетах и лечить детей», — говорит Ольга Васильева. Но, по ее мнению, этого не достаточно. Проблема в том, что школа не знает историй болезни каждого ученика, и из-за этого в этом году, в частности, и произошло несколько трагических случаев на уроках физкультуры. «Сейчас решается вопрос о том, что школа должна знать об особенностях здоровья ребенка», — говорит министр. – «Сейчас нам нужно вернуть в школы группы здоровья и медицинские карты учеников».
Информация о состоянии здоровья ребенка должна быть у школы, это моя позиция, подчеркнула министр.
На данный момент министерство образования решает вопрос о медкартах в школах с министерством здравоохранения.
Устный экзамен по русскому языку вместо теста
Родители всегда реагируют на любые изменения в ЕГЭ или ОГЭ. Это и не удивительно, ведь о того, как с экзаменом справится ученик, зависит вся его дальнейшая судьба. И, естественно, когда вносятся изменения или добавляются новые требования к экзаменам, это приводит в замешательство не только детей, но и их родителей. В частности, родители хотели понять, что собой представляет вводимый с нового учебного года устный экзамен по русскому языку и что станет с тестовой частью в ГИА.
Тестовая часть в экзамене по русскому языку претерпела некоторые изменения. В частности, теперь убраны все вопросы-гадалки с однозначным и односложным ответом, а вместо них будут вопросы, которые требуют расширенного или смыслового ответа.
«Мы убрали ответы на вопросы «да-нет». У нас все вопросы со смысловым ответом, чем дальше – тем больше их будет», — сказала Васильева.
По поводу устного экзамена по русскому языку рассказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. В частности, он обратил внимание на то, что устный экзамен по русскому языку будет проходить раньше ГИА и будет своеобразным допуском к единой государственной аттестации. Экзамен будет проходить в форме собеседования, когда ученик будет общаться с учителем, рассуждать о прочитанном отрывке.
Вопрос из космоса
Один из вопросов был задан с борта МКС. Его задал российский космонавт-испытатель Сергей Рязанский. В частности, космонавт хотел знать, в какой форме и как будет преподаваться астрономия в школе.
Как пояснила министр, астрономия выделяется в отдельный предмет, на изучение которого отведено 36 часов. Преподавать астрономию, как и раньше, будут учителя физики. Кроме того, Ольга Васильева выступила за популяризацию изучения астрономии не только в школе, но и ее за пределами. Так, «сегодня (30 августа 2017 г. – прим. авт.) подписали С Роскосмосом соглашение, согласно которому школьники могут посещать Байконур и наблюдать за запусками», — сказала министр.
Любые поборы в школе незаконны
Родители из Махачкалы подняли самую популярную и болезненную тему среди родителей: сбор денег на ремонт школ и рабочие тетради.
Ольга Васильева категорически ответила, что любые поборы в школе, особенно на ремонт класса или здания, не законны. Министр образования и науки подчеркнула, что базовый закон об образовании не предполагает никаких поборов.
По поводу рабочих тетрадей. Здесь не все так просто. Если рабочие тетради входят в федеральный перечень, то такие тетради выдаются в обязательном порядке и бесплатно. Если же учитель посчитал, что для изучения той или иной темы необходима рабочая тетрадь, не включенная в перечень, то родители такую тетрадь покупают самостоятельно. Но здесь родители сами вправе уже решать, будут ли они покупать эти тетради, и насколько их убедил учитель о необходимости дополнительного учебного материала.
Школа решает, какая учебная неделя будет установлена
Во многих школах шестидневная учебная неделя уже давно является обыденным явлением. И тем не менее многие родители обеспокоены загруженностью своих детей уроками и выполнением домашних заданий. Поэтому не удивительно, что один из вопросов касался возвращения к «пятидневке».
Ольга Васильева ответила, что только педагогический коллектив школы совместно с родителями может решить, сколько дней в неделю будут учиться их дети.
Впрочем, это касается средней общеобразовательной школы. «Малыши должны все свои программы, мне кажется, укладывать в пять дней, а старшие, если требует необходимость, могут прийти и в субботу», — сказала Васильева.
Дети не говорят по-английски
Родитель из Белгорода поинтересовался, не введут ли обязательный экзамен по иностранному языку в 9 классе, как это сделали в 11.
На этот вопрос ответил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. В частности, он пояснил, что на данный момент такой задачи не стоит. Сейчас пока только стартуют общероссийские исследования качества изучения иностранного языка в российских школах. И только после обработки и получения результатов можно будет говорить о том, целесообразно ли вводить ОГЭ по иностранному языку.
Ольга Васильева объяснила одну из возможных причин, почему в 9 классе пока не будет обязательного экзамена по иностранному языку: «В России большая проблема в изучении и освоении иностранного языка. И поэтому у нас многие дети не готовы к сдаче экзамена. Надо, видимо, менять методику преподавания иностранных языков в школе».
Напомним, обязательный экзамен в 11 классе по иностранному языку впервые пройдет уже в 2022 году.
Федеральный перечень учебников скорректируют
Ученица из Казани задала вопрос по поводу учебников: «Почему учебники в каждом регионе по каждому предмету разных авторов? Почему учебники по школьной программе не способны подготовить нас к сдаче ЕГЭ?»
Министр образования пояснила, что на сегодняшний день в федеральный перечень включены 1376 учебников. «Я считаю, что это очень много. Будем проводить дополнительные экспертизы по ним. Линеек учебников не должно быть больше 3-х, а также должны быть базовые учебники по всем предметам, единые для преподавания в любой школе», — сказала Ольга Васильева.
Кстати, в этом году министерством образования уже выпущены 3 линейки учебников по истории, и уже с начала нового учебного года школьники начнут учиться по ним.
Можно ли смартфон в школу
Один из вопросов касался современных гаджетов. В частности, родители хотели выяснить, можно ли на уроках ученикам и учителям пользоваться смартфонами.
Министр образования Ольга Васильева пояснила, что смартфон на уроке, вне зависимости у кого – учителя или ученика – вопрос всего лишь воспитания. С одной стороны, не прилично и недопустимо разговаривать по телефону во время урока. С другой – сейчас смартфон зачастую используется как дополнительный инструмент в получении информации, в некоторых школах в качестве учебного пособия используются планшеты. «Вопрос очень сложный и неоднозначный, и каждая школа справляется по-своему. В одной, например, в каждом классе установлены специальные ящички, куда дети складывают свои гаджеты перед началом уроков, в других школах телефоны категорически запрещены. Это должна решать сама школа», — сказала министр.