9 февраля девятиклассники из 30 регионов России пройдут итоговое собеседование по русскому языку. В прошлом году его уже проходили юные петербуржцы. Пока – это только апробация нового экзамена для выпускников 9 класса. Однако в скором времени такие собеседования станут обязательными и будут являться своеобразным допуском к ОГЭ. Разбираемся, в чем суть заданий и как получить зачет.
Апробация будет проводиться по модели с участием экзаменатора-собеседника. На выполнение работы каждому участнику отводится в среднем 15 минут.
Участникам итогового собеседования будет предложено выполнить четыре задания: чтение текста вслух, его пересказ с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником.
Учащийся получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
В процессе проведения собеседования ведется аудиозапись. Оценка выполнения заданий работы осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Задания 1 и 2 – это работа с текстом.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам этого собеседования, посвящены выдающимся людям России, таким как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
Задание 1. Выразительное чтение предложенного текста с соблюдением всех необходимых требований.
Время на подготовку: 2 минуты.
Критерии оценки:
– интонация
– темп чтения.
Типичные ошибки: неправильная расстановка ударения, искажение имен собственных и терминов, некорректное произнесение слов научной и публицистической лексики, ошибки в склонении числительных.
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 2. Пересказ текста с корректным включением цитаты.
Время на подготовку: 1 минута.
Критерии оценки:
– соблюдение фактологической точности при пересказе
– сохранение основных микротем исходного текста
– корректное цитирование (уместность, логичность приведенного высказывания)
– способы цитирования.
Максимальное количество баллов – 4.
Еще четыре балла школьники могут получить за правильность речи при выполнении заданий 1 и 2.
Эксперты оценивают отсутствие грамматических ошибок, соблюдение орфоэпических норм, соблюдение речевых норм и отсутствие искажений слов.
Таким образом, максимальное количество баллов за работу с текстом – 10.
Задание 3. Монологическое высказывание на одну из предложенных для беседы тем. Это задание не связано с первыми двумя заданиями собеседования.
Учащийся может выбрать один из предложенных вариантов заданий: описание, повествование, рассуждение.
Время на подготовку – 1 минута, высказывание должно занимать не более 3 минут.
Критерии оценки:
– отсутствие фактических ошибок, приведено не менее 10 фраз по теме высказывания
– учет условий речевой ситуации
– смысловая цельность, последовательность изложения, отсутствие логических ошибок.
Максимальное количество баллов – 3.
Задание 4. Диалог с экзаменатором-собеседником.
Экзаменатор-собеседник задает три вопроса по теме. Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке педагога.
Критерии оценки:
— учащийся справился с коммуникативной задачей, даны ответы на все вопросы в диалоге
— учтены условия речевой ситуации.
Максимальное количество баллов – 2.
Отдельные баллы девятиклассники получают за правильность речи при выполнении заданий: соблюдение грамматических, орфоэпических и речевых норм, речевое оформление: богатство и точность словаря, использование разнообразных синтаксических конструкций.
Максимальное суммарное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Основной срок проведения итогового собеседования в текущем учебном году – 13 февраля, дополнительные – 13 марта и 6 мая.