Правда, научные… В Петербурге есть место, где все посетители становятся волшебниками. И дело здесь вовсе не в волшебной палочке или обмане зрения. Все значительно проще, но от этого чудеснее. Все волшебства не противоречат естественным законам физики, а, наоборот, создаются благодаря этим законам. Вы уже догадались, о чем я? Конечно, о музее занимательной науке «ЛабитринтУм».
Сегодня музею занимательной науки почти 6 лет. Это совершенно молодое и новое для города пространство, где дети и взрослые не просто предоставлены сами себе, а вовлечены в процесс. Так, посетители заново открывают закон тяготения, закон Архимеда, наблюдают действие центробежной силы, становятся частью электрической цепочки и много другое.
На сегодняшний день в городе работают две площадки музея занимательной науки – на Петроградке и на юге. В музеях насчитывается около 170 экспонатов. Здесь также открыты научные театры для проведения физических и химических опытов любого уровня сложности.
Первый ЛабиринтУм открылся в конце декабря 2010 года на Петроградке, став первым интерактивным музеем занимательной науки в России. Экспозицию в музее составляют механизмы и технические устройства, демонстрирующие законы физики и явления природы. Необходимо отметить, что многие удивительные кинетические модели и подвижные экспонаты создавались техническими и инженерными силами музея с привлечением консультантов из ведущих вузов города.
В «ЛабиринтУме» на Петроградке расположено пять тематических зон: «Водный мир», «Мир физических экспериментов», «Черная комната», «Зеркальный мир», интерактивная выставка «Человек в цифрах». Более 30 научных шоу-программ музей разработал специально для школьников. И это не только по физике и химии, но и биологии, электричеству, свету, истории и даже литературе. Согласитесь, это отличный способ закрепить материал, пройденный в школе, а также увлечь школьников в изучении естественнонаучных дисциплин. Кстати, в 2015-16 учебном году комитет по образованию Санкт-Петербурга поддержал и рекомендовал к посещению музей, отметив активное сотрудничество проекта с педагогическим сообществом и вклад в популяризацию науки среди школьников.
Стоит отметить, что при разработке программ обязательно приглашается консультант той области науки, чему посвящена программа. Музей активно сотрудничает с СПбГУ и другими техническими вузами, имеет также и своего научного консультанта, большого специалиста в области физики.
В первый день 2016 года появилась вторая площадка музея занимательной науки – на юге Петербурга, в ТРК «Питер-Радуга». Здесь интерактивные механизмы и технические новинки стали продолжением экспозиции на Петроградке. На сегодняшний день вторая площадка еще пополняется. Но в планах создателей «ЛабиринтУма» кардинально изменить тематическое разделение музеев: первая площадка, на Петроградке, будет отвечать за достижения российской науки, а вторая – за достижения мировой.
Мне посчастливилось побывать на двух площадках музея и убедиться в том, что физика, химия и другие естественнонаучные дисциплины – такие сложные и скучные в школе (для большинства людей, уж не обижайтесь, дорогие наши технари!) – могут заинтересовать даже гуманитария. А что уж говорить о детях! Вызвать густой туман, создать молнию, извлечь музыку из пластиковых труб (как здесь не вспомнить Маяковского: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы/ на флейте водосточных труб») или самых обыкновенных бокалов, поиграть на органе ударных инструментов и камнефоне и многое другое… И все эти чудеса сопровождаются объяснением тех физических явлений, благодаря которым они создаются. Теоретическая основа подается не скучно, а весело и в игровой форме (что очень важно, чтобы дети захотели усвоить какие-то новые или сложные для них пока понятия). Даже самый любознательный ребенок получит на все свои вопросы «А почему…» удовлетворительный ответ.
И не даром слоган «ЛабиринтУма» звучит как «Учись. Играй. Исследуй». Теперь самым любознательным малышам нет необходимости разбирать дома все технические устройства, чтобы посмотреть, что там внутри и как это работает. Любопытство можно удовлетворить самым легальным способом, избежав маминых нервов и папиных строгих замечаний. В «ЛабиринтУме» ребенок может не просто трогать вещи, но и проводить различные опыты (конечно, под чутким руководством Профессоров Науки и их помощников), открывая для себя удивительный мир природных явлений.