Современным детям доступны всевозможные гаджеты, приложения и игры.
Современным детям доступны всевозможные гаджеты, приложения и игры. С ранних лет ребенок умеет пользоваться компьютером, ноутбуком, планшетом… Со временем компьютерные игры заменяют ему не только множество машинок и кукол, но и живое общение со сверстниками. Родители же зачастую начинают бить тревогу тогда, когда ребенка по несколько дней, а то и недель, невозможно «выгнать» погулять или заняться домашними делами.
Что такое «компьютерная зависимость», чем она опасна и что делать, если все другие интересы ребенка отошли на второй план? Об этом мы поговорим с детским психологом Александрой Рыженковой.
— Современные дети с компьютером на «ты» с самых ранних лет. С какого возраста лучше допускать ребенка к компьютеру и прочим гаджетам?
— Знаете, естественно, хочется сказать, что, чем позже, тем лучше. И, пожалуй, это действительно так. Тем не менее, бывают ситуации, когда приходится выбирать из двух зол меньшее, например, когда ребенок вынужден лежать в больнице, когда предстоит долгая дорога на самолете или автомобиле или что-то в этом роде. Ну и, как ни банально это звучит, имеет смысл обратить внимание на себя. Если родители сами проводят много времени за компьютером, планшетом или телефоном, трудно ожидать от ребенка выдержки в этом вопросе.
Сама я полагаю, что, если удается удержать ребенка подальше от гаджетов до школы, когда знакомство с ними практически неизбежно, то это очень и очень неплохо.
— Как же правильно назвать эту зависимость — «компьютерная», «игровая», «интернет-зависимость»?
— Честно говоря, я не могу ответить на этот вопрос со стопроцентной уверенностью. Насколько я знаю, термин «компьютерная зависимость» охватывает все виды.
— Сколько времени в день в среднем стоит давать ребенку на компьютерные игры?
— Как и любая деятельность, это зависит от возраста ребенка. Если нельзя совсем избежать компьютерных игр в нежном дошкольном возрасте, то они должны занимать около получаса в день, дробно по пятнадцать минут. Школьник младших классов может провести за ними чуть больше, подросток, вероятно, час-полтора, не считая того времени, когда компьютер нужен ему по учебе. Но стоит ли говорить, что, как правило, соблюсти эти границы удается нечасто. Дело в том, что ребенок, погруженный в компьютер, очень удобен. Мы, взрослые, тоже люди, мы устаем, хотим тишины. Мы боимся, зачастую вполне обосновано, выпускать детей на прогулку одних. В общем, тут приходится выбирать: или совершать усилия самим — играть с маленьким ребенком, организовывать досуг с чадом постарше, или признать свое поражение.
— Как распознать компьютерную зависимость? На что в первую очередь родителям стоит обратить внимание?
— Как и любая зависимость, компьютерная не оставляет времени ни на что другое, включая такие необходимые вещи, как еда и сон. Она подменяет реальные отношения, постепенно становясь важнее семьи, друзей, каких-то необходимых социальных институтов. Обычно первые тревожные звонки звенят в школе, безусловно, тратя на игру большую часть времени, невозможно качественно готовить уроки. Ребенок не понимает, сколько реально времени он проводит перед монитором, ему реально кажется, что он «только сел». Так что, если для того, чтобы поиграть ребенок жертвует действительно важными вещами, если он сильно раздражается, проигрывая, или когда вы отрываете от компьютера, если он забывает помыться, поесть, вовремя лечь спать и приготовить уроки, то речь идет о зависимости.
— Чем опасна для психики ребенка такая зависимость?
— Начнем с того, что она опасна не только для психики, но и для физического здоровья тоже. Страдают в первую очередь зрение и осанка.
Что касается психологического здоровья, то специалисты, которые занимаются этим вопросом вплотную, говорят о нескольких факторах, во-первых, если речь о стрелялках и тому подобных играх, то мы можем наблюдать заметный рост уровня агрессии у детей. Кроме того, стираются границы реальности, дети, а особенно подростки и так-то не слишком осторожны, а когда герой на экране раз за разом воскресает, легко поверить и в собственное бессмертие, что ведет к рискованному поведению. Ну и, пожалуй, самое страшное, ценность человеческой жизни вообще сильно снижается, благодаря тому, что день за днем «мочишь» недругов в игре. В общем, можно говорить, что в ряде случаев такая зависимость сильно размывает нравственные нормы и приводит к измененному состоянию сознания.
— Есть ли разделение компьютерной зависимости на «стадии привыкания»?
— Боюсь, я не изучала этот вопрос.
— Есть ли какие-то факторы, влияющие на формирование у детей и подростков компьютерной зависимости (в семье, в школе)?
— Как и в любой зависимости, надо, чтобы «удачно» сошлись тип личности и внешние обстоятельства. Конечно, недостаток родительского внимания, избыток свободного времени, отсутствие других интересов и трудности с общением, с большей доли вероятности приведут к компьютерной (или любой другой) зависимости, чем, если ребенок занят в кружках и секциях, мотивирован на учебу, у него есть круг друзей, с которыми ему интересно сначала играть, а потом и просто общаться. Опять же, если семья часто собирается вместе, если родителям интересно друг с другом и с самим ребенком, если «тревожные звонки» перехватываются до того, как превращаются в набат, то есть все шансы избежать проблем в этой области. Да, скорее всего, и этот ребенок будет играть, сидеть в социальных сетях, лазать по Интернету, но он вряд ли утратит контроль над своей жизнью.
— Как вернуть ребенка в реальность? Стоит ли прибегать к радикальным мерам (например, совсем лишать доступа к компьютеру)?
— Боюсь, что совсем без лишения вряд ли удастся обойтись. Однако, как и с любой другой зависимостью, просто жестких мер будет недостаточно. Придется чем-то заменить отнятое. И тут, к сожалению, родители часто пасуют, понимая, что им нечего предложить (а иногда, увы, и не хочется прилагать никаких усилий). Если так, то честнее сказать себе, что вы признаете свое поражение в борьбе с компьютером за своего ребенка и оставить их обоих в покое. Если вы готовы к трудностям, то придется поработать: перетерпеть недовольство и обиду, найти в себе силы продолжать любить «неудобного» ребенка, постоянно напоминая ему об этом, поддержать его в других увлечениях, и, самое страшное, самим на какое-то время отказаться от таких привычных форумов, игр и социальных сетей.
Беседовала Екатерина Сафронова