Какой фильм/мультфильм посмотреть? На какой спектакль сводить? Чему может научить телевидение? Как увиденное может повлиять на ребёнка? У всех родителей должен быть определённый критерий отбора. Ведь у детей нет ещё «внутреннего цензора» оберегающего от ошибочного выбора. Мы постараемся помочь вам выбрать лучшее для детей.
Часто можно услышать в разговоре родителей нечто подобное: «Недавно вышел фильм. Он, конечно, так себе…обычная сказка, но для ребёнка сойдёт». Да, ребёнок всё запросто проглотит, просмотрит и не заподозрит, что ему подсунули некачественный продукт коммерческой киноиндустрии. Разумеется, это право родителей. Но разве такое отношение к детям не аукнется? Действительно ли плохой фильм (спектакль, телепередача, мультфильм) не способен причинить вреда?
Порой даже взрослому человеку нелегко понять, что считать плохим, а что хорошим. Добрые диснеевские мультфильмы нельзя назвать некачественными но, сколько в них пользы? Зачастую они показывают лишь позитивные стороны жизни, в них отсутствует реальный взгляд на мир со всеми его трудностями, бесконечной борьбой. Зачем ребёнку знать отрицательные стороны жизни? Затем, что в детстве закладываются основные черты характера и определяется его будущее. Если хотите надеть на детей розовые очки, то исключительно положительные мультфильмы – ваш выбор. Только не забывайте, что оторванность от реальности не приводит к успеху. Одни лишь принцессы и сказки, где всё предопределено изначально – мудрости в себе не несут.
Бывает, что дети без всякой подсказки находят то, что полезно для расширения кругозора. Так я однажды увидела, как младший брат вместо обычного сидения за компьютерными играми предпочёл вдруг просмотр телевизора. И смотрел он не мультфильмы про роботов. Совершенно неожиданно он предпочёл 50-ти развлекательным каналам, познавательный канал Discovery. Документальные фильмы о животных, природе, науке, космосе, технике завораживали 10-летнего ребёнка куда больше, чем «стрелялки».
Часто приходится слышать о боязни «потустороннего», жуткого, мрачного, страшного, странного. Многие почему-то думают, что истории о призраках, духах, «чёрный» юмор расстроят психику детей, сделают их «ненормальными». Трусость родителей передаётся и детям. А между тем есть такой период в искусстве, как «готика». Знаменитые творения архитекторов (Миланский собор), художников (Иоганн Фюсли), писателей (Эдгар По), режиссёров (Тим Бёртон) – напугают и травмируют? Та же проблема с авторским кино, арт-хаусом…А если подростку вдруг вздумается послушать психоделическую музыку, старшее поколение тут же готово вызывать неотложку. Между тем, человек просто познаёт мир во всём его многообразии.
Другое дело, когда речь идёт о возрастном цензе. Необходимо хоть немного разбираться в психологии, чтобы понимать особенности детского восприятия. В дошкольном возрасте дети любят подражать кому-либо, чему-либо, поэтому то, что они видят, может восприниматься, как образец для поведения. Немудрено, что день, ото дня просматривая мультсериал «Маша и медведь» дочь начинает отождествлять себя с главной героиней, вести себя как мультипликационный персонаж, забывая о нормах поведения в обществе людей.
Разумеется, к каждому ребёнку должен быть индивидуальный подход. У всех разные темпераменты, черты характера, но есть и общие правила, соблюдать которые было бы не лишним.
1. Перед походом на спектакль/в кино/ домашним просмотром телевизора узнать: кто автор? каков сюжет? какова тематика? Если в основе произведения есть литература, то неплохо бы и почитать перед просмотром источник. Посмотреть — не значит «время скоротать». Всё не так просто. Визуальная информация имеет наибольшее влияние на людей нашего поколения. Отсутствие навигации в огромном потоке информации может привести к неприятным последствиям. «Детские страницы» стараются помочь родителям и отбирают для вас самые интересные события, лучшее кино.
2. Поговорить с ребёнком о просмотренном спектакле/ фильме/ сериале/ мультфильме. Показывая что-то детям нужно иметь определённую цель. Разговор поможет закрепить и по-настоящему осмыслить полученные знания/ опыт. Например, посмотрев балет «Щелкунчик» спросить: что понял для себя ребёнок? понравились ли ему герои? такими ли он представлял героев, когда читал сказку Гофмана? как он относится к балету?
Нельзя ориентироваться лишь на название. Бывали случаи, когда заботливые папы/ мамы/ бабушки/ дедушки водили пятилетних детишек на оперу «Русалка» не догадываясь о том, что постановка НЕ предназначена для младшего возраста. В основе спектакля была НЕ детская сказка «Русалочка», а очень серьёзная, взрослая история о трагической любви, измене, мести (либретто — Ярослав Квапил). Возмущённые родители выходили из зрительного зала и ругали всех подряд за СВОЮ ошибку.
Подводя итоги, вспомним слова Оскара Уайльда «Красота в глазах смотрящего». И добавим, что красоту в глаза нужно ещё и заложить.