Современный мир чуть ли не с рождения предлагает маленькому человечку великое множество вариантов для самовыражения и развития. И родители, конечно, мечтают вырастить своего кроху самым умным, сильным, талантливым и эрудированным.
Сегодня в Петербурге существует очень много центров раннего развития детей, где предлагают различные методики занятий с малышами – от традиционных до передовых. Но вместе с желанием определить чадо в одно из многочисленных центров, кружков и домов творчества, у родителей возникает и ряд вопросов о том, как не ошибиться с выбором. Об этом «Детские страницы» побеседовали с руководителем Семейного пространства «REGGIO LIFE» Кариной Магомедовой
— Карина, на что, в первую очередь, стоит обратить внимание при выборе развивающего центра для ребенка?
— Чем младше ребенок, тем ближе детский центр должен располагаться к дому, так как режим дня малышей бывает очень непредсказуем. Иногда, даже если мама соблюла все временные рамки по утреннему пробуждению, кормлению, игре и гулянию, годовалый-трехлетний малыш может неожиданно уснуть раньше времени или проснуться совсем впритык к началу занятия. А если дорога до центра занимает больше получаса, и надо еще пользоваться общественным транспортом, то это будет мамочке лишний повод для волнений. Лучше это время потратить с гораздо большей пользой, гуляя или занимаясь любимыми занятиями с крохой.
— Должна ли на занятиях присутствовать мама?
— Я считаю, что мама должна присутствовать на занятиях с детьми как минимум до 3-4 лет, а то и старше. Особенно, когда ребенок пришел первый раз в незнакомый коллектив. Всегда нужно обращать внимание на педагога, ведущего занятие. Посмотреть, как он общается с детками, дает ли достаточно свободы и времени, чтобы ребенок освоился и привык к коллективу, обстановке и к педагогу.
Мама – это нерушимый фундамент и поддержка ребенка, в которой он не должен сомневаться. Если ребенок совсем растерялся, стесняется или просто боится, можно вместе наблюдать за происходящим (даже если это займет все занятие), либо мама может сама поучаствовать в происходящем, тем самым показывая малышу, что это интересно и весело. Никогда не стоит подталкивать малыша к участию либо ставить ему в пример других детей, которые все «делают, как надо».
Мама должна присутствовать на занятии вместе с малышом и для безопасности, как минимум до 2-х лет. Ведь даже в самой безопасно-оборудованной среде малыш все-равно может раздобыть что-то опасное, будь то вылетевший из игрушки шарик, либо раскрутившаяся от стола или стула гайка. А маме всегда нужно быть начеку, хоть и кажется, что вот теперь ребенок занят и можно, вроде как, немного расслабиться.
— С какого возраста можно отдать ребенка на кружки?
— Как только малыш достиг годовалого возраста, можно смело попробовать сходить в развивающий центр. Правда, в этом возрасте развивающий детский центр прежде всего необходим маме, а не малышу! Ведь к этому времени мамочки зачастую устают от сравнительного однообразия полностью изменившейся год назад жизни, и ищут каких-то новых впечатлений, эмоций и, конечно, знакомств. А крохе всегда хорошо и интересно там, где хорошо и интересно его маме.
Для такого возраста обычно в детских центрах предлагаются комплексные занятия «Мама+малыш», в рамках которых малыши с мамами проделывают зарядку под музыку, занимаются творческой деятельностью, играют. Много времени уделяется заданиям на развитие мелкой и крупной моторики, развитию речи.
— Какие программы развития чаще всего предлагают для детей?
— В последнее время большой популярностью пользуются программы на основе методики Монтессори, где в центре внимания — ребёнок, который решает, что он будет делать, сколько времени и нужна ли ему помощь. Далее — развивающая среда, которая предоставляет ребёнку возможность в каждый момент выбрать именно то дело, которое ему интересно. Воспитатель только присутствует, готовый помочь малышу тогда, когда он этого просит.
В моем центре мы решили использовать Реджио-подход к раннему развитию, который объединил идеи таких известных ученых и педагогов, как Мария Монтессори, Жан Пиаже, Лев Выготский, Джон Дьюи, Джером Брунер.
Подход Реджио «Эмилия» — это инновационный вдохновляющий подход к раннему развитию и образованию детей, в котором каждый ребенок воспринимается как сильная, способная и гибкая личность с богатым потенциалом. Главная идея подхода в том, что дети — это полноправные члены общества, которые достойны уважения, внимания и отношения на равных со взрослыми. Философия строится на пяти основных постулатах:
1.Ребенок — это человек, а каждый человек заслуживает уважения.
2.Дети сами могут контролировать свое обучение и развитие.
3.Дети учатся, прикасаясь к предметам, двигаясь в пространстве, прислушиваясь, присматриваясь к окружающей среде.
4.Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, которое можно исследовать.
5.У детей должно быть много путей и средств заявить о себе (рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа и т.д.).
Этот подход получил широкое распространение почти во всем мире (Европа, США, Канада, Чили, Аргентина, Сингапур, Австралия, Индия и многие другие страны), а в 1991 году международными экспертами Реджио подход был признан лучшим среди методик образования.
— Как разглядеть у ребенка талант к тому или иному направлению?
— Разглядеть талант ребенка, безусловно, очень важно, но не менее важно развивать и сохранять его интерес к этому занятию, подпитывать и поощрять его. И надо быть очень осторожными, чтобы не отбить интерес избытком занятий в кружках и школах.
— Как часто должны проходить занятия и как долго по времени длится занятие?
— Занятие с концентрацией на определенном действии для деток от 1 — до 2-х лет может быть от 10 до 20 минут, для деток от 2 до 3 лет – примерно 15-20 минут, для деток старше 3-х – до 30 минут.