В конкурсном отборе приняли участие 400 преподавателей из 71 субъекта РФ, которые представили более 300 программ отдыха и оздоровления детей и подростков
По заказу Минобрнауки России ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» создала открытый банк лучших программ отдыха и оздоровления детей и подростков в России.
На сайте «Детский отдых» опубликованы лучшие оздоровительные практики отдыха для детей и подростков, передает портал «Российское образование».
Проект по отбору практик осуществляется уже второй год. На сегодняшний день это наиболее полная методическая копилка интересных программ для специалистов.
В этом году возросло количество авторов и программ. В конкурсном отборе приняли участие 400 преподавателей из 71 субъекта РФ, которые представили более 300 программ. Также возросла доля проектов, ориентированных на детей с ограниченными возможностями здоровья, с 11% до 18% от общего количества.
По замыслу создателей проекта, «ТОП-100» 2015 года должен стать ориентиром для родителей в выборе оздоровительных программ отдыха для детей не только на летний период, но и на весь год.
Отрадно, что в ТОП-100 попали и 6 оздоровительно-досуговых детских организаций Петербурга и области. Мы изучили эти программы и спешим поделиться ими с вами.
Программа организации работы детского летнего оздоровительного лагеря «Юный Строитель» «100 лет ЛЕТА»
Возрастное ограничение: 6-15 лет.Направленность программы — социально-педагогическая
Новизна данной программы, разработанной для детского оздоровительного лагеря «Юный Строитель», заключается во включении воспитанников и педагогического состава лагеря в участие в реализации проектной деятельности, а также в использовании других современных педагогических форм и технологий. Одной из важных задач реализации программы в лагере является воспитание будущих вожатых лагеря из детей и подростков, которые приезжают сюда отдыхать. В связи с этим в рамках программы реализуются мероприятия, КТД и другие формы взаимодействия детей и подростков, предусматривающие освоение воспитанниками навыков вожатского мастерства.
Реализация программы поможет детям в развитии ценностного отношения к людям, природе, творчеству, культуре, правилам поведения, труду, в желании принимать активное участие в социально – полезной деятельности. Повысится уровень социальной адаптированности детей и подростков, что будет проявляться в принятии ими норм и правил поведения, в лёгком установлении контактов с людьми, в умении эффективно взаимодействовать с ними, в знании своих сильных сторон и использовании их в целях самореализации.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Образовательная программа летних смен 2015 года «Homo ludens. Homo faber. Homo legit. (Человек играющий. Человек делающий. Человек читающий.)»
Кто: Обособленное структурное подразделение Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный» Комитета по образованию Санкт-ПетербургаНаправленность программы: социально-педагогическая, техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая.
Возрастное ограничение: 7 — 18 лет
Программа «Homo ludens. Homo faber. Homo legit. (Человек играющий. Человек делающий. Человек читающий.)» направлена на активное социальное развитие ребенка. Название программы говорит само за себя.
«Homo ludens». Игра – вечный спутник детства. Дети проходят в игре школу жизни, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям.
«Homo faber». Одна из функций человека, отличающая его от животного, – его способность к созиданию, к творчеству. В основе процесса организации досуга ребенка – его активная деятельность во всем ее многообразии.
«Homo legit». Книги – своего рода письма, которые написали люди прошлого грядущим поколениям.
Социальный эффект программы в формировании самосознания ребенка как способности саморегуляции поведения и в развитии социальных и личностных компетенций ребенка. Сюда относится развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях, способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение обозначать и разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и т.д. Программа ориентирует участников смен на общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура, Мир, Земля, Природа, Милосердие.
Программа отдыха, оздоровления и развития детей и молодежи «Идем дорогою добра»
Кто: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр оздоровления и отдыха «Молодежный» — структурное подразделение санаторно-оздоровительный комплекс «Зелёный огонёк»Возрастное ограничение: От 5 до 18 лет
Деятельность педагогического коллектива в рамках реализации программы отдыха, оздоровления и развития детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья направлена на создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его оздоровления, образования, воспитания и социализации, максимально выраженной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
Программа направлена на создание оптимальных организационных и психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию социально-творческих, интеллектуальных и других способностей, формирование у детей и подростков гражданского самосознания, способности к самореализации в условиях гражданского общества.
Мир моей мечты
Кто: Санкт-Петербургский Научный Центр Российской Академии Наук Детский Оздоровительный Лагерь «Северная Зорька»Возрастное ограничение: 7 — 16 лет
Направленность программы: социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая
Программа «Мир моей мечты» по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность: активную, творческую, интеллектуальную, спортивную, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях детского оздоровительного лагеря. Каждая смена представляет собой уникальную сюжетную линию, включающую многообразные мероприятия интеллектуального, юмористического, игрового типов, тренинги на взаимодействие, развитие личностных характеристик и деловых навыков.
Программа строится на сбалансированном сочетании трех основных направлений – спорта, интеллекта и творчества. По каждому направлению проходят итоговые мероприятия соревновательного характера для развития у детей мотивации к участию в программах.
Для каждой смены создается уникальный игровой проект со своей легендой, таким образом, каждая смена представляет собой уникальную сюжетную линию, включающую разнообразные мероприятия интеллектуального, юмористического и игрового типов, а также авторские программы — тренинги на взаимодействие, развитие личностных характеристик и деловых навыков. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми в различных секциях и мастерских (театр, вокал, танцы, макраме, термопластика, спортивная секция, журналистика, фото-видео мастерская, школа лидерства, школа стажёров и др.).
Программа отдыха и оздоровления детей с ОВЗ в условиях инклюзивной среды «Подари себе Солнце!» в рамках комплексной программы отдыха и оздоровления «Пятая сторона света» детского оздоровительного лагеря «Восход»
Кто: СПб ГБУ «ЦОО «Молодёжный»Направленность программы: социально-педагогическая
Возрастное ограничение: 7 — 15 лет
Программа «Подари себе солнце!» основана на комплексном подходе к интеграции детей с ОВЗ в социум. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что пять направлений подпрограммы: твои возможности, шаги к успеху, золото рук, сила жизни, семейный круг, которые взаимно дополняют друг друга, предоставляют возможность детям с ОВЗ развиваться, социализироваться и даже профориентироваться.
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, организаторы дают ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Комплексная программа социального развития и реализации творческого потенциала детей (подростков) в системе летнего оздоровительного отдыха «Пятая сторона света»
Кто: СПб ГБУ «ЦОО «Молодёжный»Направленность программы: социально-педагогическая
Возрастное ограничение: 6 — 15 лет
Главная задача детского оздоровительного лагеря — это, прежде всего, организация отдыха детей. Обстановка в нём существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программы оздоровительного лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере — возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Четыре стороны света созданы природой, они существуют помимо воли человека. «Пятая сторона света» — это тот мир, который мы создаём сами!
Цель программы: личностный рост ребёнка (подростка) и осознание ценности межличностного общения в условиях воспитательного пространства детского лагеря, через активизацию его творческих потенциалов, социальную адаптацию и самореализация в различных видах деятельности.
С программами в других регионах России вы можете ознакомиться здесь