Что такое границы? Это некие условные пределы во взаимоотношениях людей, которые нельзя переступать. Мы так отделяем личное пространство одного человека от другого. Мы часто говорим про воспитание детей свободой. И эту свободу мы даём им в безопасных границах. Важно уметь их выстраивать с детьми.
Границы бывают разные.
Безопасность — эти границы мы не двигаем никогда. Правил, касающихся безопасности, немного у дошкольников. Эти правила должны быть хорошо известны ребенку. Если ваш малыш выбежал на проезжую часть — вы, не рассуждая, схватите и унесете его оттуда.
Есть границы, которые растут и двигаются вместе с ребенком. Например, с возрастом увеличивается время просмотра мультфильмов или возможности самостоятельного выбора гардероба.
Есть предубеждение, что границы определяются раз и навсегда. Например, совет не брать ребенка на руки оттуда. Возьмешь — будешь носить до старости. Ничего подобного! Границы — продукт частого пересмотра, ты пробуешь и смотришь, как тебе в этом.
Нам важно в работе с детьми выращивать в них умение отстаивать свои границы и видеть и уважать границы другого, принимать и соблюдать границы группы и пространства.
Расскажу про варианты границ через образы.
Самые токсичные варианты:
Границы жесткие и статичные. Такие границы становятся тюрьмой. Это про то, когда за молодого человека в 17 лет решают, какую он наденет обувь.
Непредсказуемые границы, о которых ребенок должен или догадываться, или ему сообщается постфактум, что он неправильно сделал. Ребенок живет в путанном лабиринте или ходит по минному полю: никогда не знаешь, когда и где будет осечка. «Пойди поиграй, да не так, да не с этим, да нужно было вот так делать и не тут, что ты вообще себе позволяешь?».
Границ не видно, бежишь в чистом поле и нет ничего и никого. Взрослые не дают ответную реакцию, ребенок бьет маму, а она не реагирует.
Источник: КуКумба — детско-родительское пространство