Более 20 лет в нашей стране дети вырастают не из пеленок, а из подгузников. И, если раньше это казалось предметом споров о том, правильно или нет ношение подгузников, то сегодня вопрос об этом гигиеническом гардеробе ребенка не стоит. Мы все ими пользуемся. Удобно, практично, комфортно – не только малышу, но и маме. Но наступает момент, когда становится очевидным, что пора снимать подгузник и приучать своего малыша справлять естественную нужду в горшок. Как правило, этот момент наступает перед началом посещения детского сада. Хотя некоторые мамы задумываются над вопросом, с какого времени можно высаживать кроху на горшок, гораздо раньше. Поговорим о том, когда и как лучше всего приучить ребенка к горшку.
Начнем с самого начала — когда приучать к горшку?
Наиболее распространены три точки зрения. Одной из них придерживаются сторонники так называемого естественного родительства, которые призывают «высаживать» малыша буквально с первых недель и даже дней его жизни.
Вторая обычно популярна у наших бабушек: ребенка нужно начинать сажать на горшок после того, как он научится хорошо сидеть(то есть примерно в 7–8 месяцев). В таком случае, по их мнению, к полутора годам у крохи уже сформируется стойкий навык пользования горшком по назначению.
Третью точку зрения выражает большинство современных педиатров, и сводится она к тому, что начинать процесс следует в том возрасте, когда у младенца формируется полноценный сознательный контроль над выделительной функцией (в 1,5–2 года). Практически все специалисты сходятся во мнении, что не стоит пытаться приучить ребенка к горшку до года. Если родители гордо заявляют о том, что их 9-ти месячный малыш ходит в горшок по команде «пипи» или «кака», то это не значит, что ребенок делает это осознанно. Здесь имеет место выработка очередного условного рефлекса, с которым подросшее чадо начнет бороться к 2 годам, когда, по каким-то «непонятным» соображениям, вдруг перестает ходить на горшок. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями.
Ребенок должен дорасти до умения контролировать свои физиологические позывы. Одним это удается уже к полутора годам, а другим — только к трем. В вопросе приучения к горшку необходимо ориентироваться не на цифры, а на поведение ребенка. Главное правило, которого следует обязательно придерживаться: ни в коем случае не ругать кроху за то, что у него пока что-то не получается, и не пытаться форсировать события.
Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
- Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни.
- Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев.
- Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту.
Другими словами, каждому малышу требуется разное время для того, чтобы научиться ходить на горшок самостоятельно без напоминания. Чем старше ребенок, тем меньше времени понадобиться для того, чтобы он приучился к горшку. То есть, чтобы годовалого голыша приучить к горшку, потребуется месяц-другой, а 2-летнего – неделя-другая.
На процесс приучения к горшку также влияет и темперамент малыша. Девочки по своей природе более сговорчивы, чем мальчики, и, как правило, их легче уговорить и усадить на горшок. У мальчиков процесс обучения происходит несколько дольше.
Спокойный ребенок быстрее приучится к горшку, его можно завлечь разговором, игрушкой и таким образом удержать на месте. Шустрый малыш может длительное время отказываться сесть на горшок по одной причине — ему некогда! Ему надо всюду успеть, везде поиграть и совершенно не хочется тратить время на скучное сидение на одном месте.
Как быстро приучить ребенка к горшку?
Помимо возрастной готовности ребенка к обучению новым навыкам, не все дети согласны быстро отказаться от самого удобного подгузника и перейти в справлению естественных надобностей по-взрослому. Существует несколько психологических приемов, как приучить ребенка к горшку быстро, безболезненно и безаварийно.
— Для опорожнения мочевого пузыря и дефекации необходимо расслабление. Если ребёнок находится в состоянии стресса, он зажат, напуган недовольством родителей, то заставить его пописать на горшок будет сложно. Не пользуйтесь агрессивными методами для приучения малыша к горшку.
— Действуйте системно, а не от случая к случаю. Откажитесь от подгузников, не препятствуйте познанию ребенком акта мочеиспускания: малыш должен знать свои половые органы и видеть, как происходит «процесс».
— Ставьте горшок на видное и легкодоступное для малыша место.
— Наблюдайте за ребенком: перед тем, как пописать или покакать, он может притихнуть, затаиться, напрягаться, краснеть, тужиться, уединиться в выбранном им самим месте.
— Предлагайте малышу горшок со словами, поясняющими, зачем он нужен: «Солнышко, давай пописаем (покакаем) в горшочек… Горшочек нужен для того, чтобы в него писать и какать… Куда надо писать (какать)?»
— Надевайте на малыша минимум одежды, чтобы ее можно было легко снять.
— Приучайте к горшку в теплое время года.
— Не заставляйте сидеть на горшке. Если ребенок не хочет, выгибается, кричит, процесс обучения теряет смысл: расстроенный кроха ничего не усвоит.
— Обязательно высаживайте на горшок после сна и после еды, а также перед прогулкой и после нее.
— Ласково хвалите, если все получилось, как надо, но не переусердствуйте: не стоит встречать каждую удачную попытку бурными аплодисментами — лучше подчеркивать, как хорошо ходить в сухих и чистых штанишках.
— Каждый раз после «аварии» ласково напоминайте ребенку о существовании горшка: «Солнышко, куда надо писать?». Можно выразить свое разочарование, но ни в коем случае не ругайте малыша, и не заставляйте его садиться на горшок, чтобы у него не выработалось отвращение к этому предмету.
— Не начинайте процесс обучения, если ребенок болен или капризничает.
— Усаживайте ребенка на горшок не только тогда, когда малыш захотел, а также когда этого требует распорядок дня.
— Форма горшка, его цвет и количество украшений (например, в виде музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) иногда могут и помешать первому общению с горшком. Особенно это касается горшков, сделанных в виде кресел. Ребенок просто может испугаться – неожиданной музыки, дырки в кресле, определенной высоты и т.д. – и ни за что не сядет на этот страшный предмет. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным — размеры соответствовали попе, не был холодным.
Через некоторое время после выработки устойчивого навыка пользования горшком можно приучать малыша обходиться без подгузника и на улице. Лучше всего в теплое время года.
Причины неудач при приучении к горшку
Конечно, в процессе приобретения нового навыка всегда возникают неудачи. Особенно на первых порах, но иногда и после успешного использования «аварии» в виде луж и мокрых штанишек неизбежны. Причин этому несколько.
— Если у ребенка режутся зубки. В этот период ребенок испытывает дискомфорт, ему очень сложно сосредоточиться на иных своих ощущениях.
— Так называемый кризис одного года, когда маленький человечек бурно протестует против практически любых действий взрослых.
— Дети еще не могут полностью контролировать свои действия и быть сосредоточенными на нескольких задачах. А потому малыш может быть слишком увлечен игрой и не замечать, что его мочевой пузырь переполнен. Поэтому возникает «авария». Ругать за это нельзя.
Как «пережить» лужи?
В период приучения к горшку лучше убрать ковры в комнате, где малыш будет проводить большую часть времени, а диваны и кресла застелить одноразовыми пеленками или сложенными несколько раз большими полотенцами.
Быстро убрать лужу с пола удобно шваброй с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость.
Когда обращаться к врачу
Крайне сложно определить ту тонкую грань, когда многократные «пописы» превращаются в болезнь. Однако если родители заметили слишком частое мочеиспускание ребенка днем или ночное непроизвольное мочеиспускание сохраняется после 3 лет, это может говорить о патологии. Под маской энуреза скрываются многие урологические проблемы: врожденные аномалии развития мочеполовых путей, воспалительные заболевания мочевыводящих путей, функциональные нарушения мочеиспускания. Поэтому если у ребенка, несмотря на все попытки приучить его к горшку, сохраняется неконтролируемое мочеиспускание (днем после 3-летнего возраста, ночью — после 5-летнего), желательно обратиться к врачу.
Проблема нарушения мочеиспускания находится на стыке урологии и неврологии, и многие родители не знают, какому специалисту нужно показать малыша. Обследование необходимо начать с уролога, который проведет непосредственный осмотр наружных половых органов у мальчиков, позволяющий исключить такие заболевания, как фимоз, баланопостит, водянка оболочек яичка, неопущение яичка (крипторхизм). У девочек первичный внешний осмотр также может провести уролог. Если у него появятся подозрения на патологию развития мочевыводящей системы, малышку направят на прием к детскому гинекологу.
Если урологическая патология не обнаружится, необходимо будет показать ребенка детскому неврологу.
Пользоваться туалетом — такой же навык, как умение ползать, держать в руке предмет, ходить или разговаривать. И рано или поздно все дети учатся этому. Главное для родителей — вести себя грамотно и уверенно. Именно от этого зависит, насколько гладко и безболезненно для всех пройдет данный процесс.