На сцене Детского драматического “Театра у Нарвских ворот” состоялась премьера спектакля «Маленький принц» по одноименному произведению Антуана де Сент-Экзюпери. Спектакль, обозначенный как спектакль для семейного просмотра, постановила известный петербургский режиссёр Яна Тумина.
Ведь все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит
А Экзюпери
Все в дыму, на сцене – большой проектор. На нем появляются рисунки – сначала Маленького принца, а потом – детские. Мы без труда узнаем Розу, Лиса, Барашка. А вот надпись «МАМА», корявая, выведенная нетвердой детской рукой. Но от этого очень трогательная и искренняя. Некоторые картинки превращены в паззлы. Из них создается мир Маленького принца. Нет, не астероид Б-612, где он жил со своей Розой. Скорее передается внешний мир глазами ребенка. Когда-то и мы, взрослые, так же смотрели на этот мир…
Характерная деталь. Маленькие зрители в ожидании начала действия начали сами создавать свои миры – за счет тени, отражающейся на проекторе. Сначала несмело, только 2 пальчика-зайчика показал один, за ним стали «шалить» другие. И вдруг – и взрослые подключились к этому детскому миру. И вот уже стали появляться домики, динозаврики, собачки и другие персонажи, созданные за счет игры света и тени, и рук, конечно…
Надо отметить, что проектор – одна из главных деталей спектакля. Это не просто заставка в начале. Через все действие на сцене по мере развития сюжета появляется проектор – сначала большой, который постепенно уменьшается, позволяя попасть в микрокосмос. И в итоге луч света фокусируется только на маленькой куколке Маленького Принца, его прекрасной и любимой Розе и на Лисе…
Благодаря этому создается эффект, позволяющий заглянуть сквозь все видимые и реальные преграды, которые возводит человек по мере взросления…
Спектакль «Театра у Нарвских ворот» сузил историю о Маленьком принце до макрокосмоса. Это скорее попытка вспомнить себя детьми, вспомнить и понять, что все мы были когда-то такими же Маленькими Принцами, но многое утеряли. А то, что не утеряли, постарались прикрыть долгом, важностью дел, серьезностью… Лейтмотивом звучит в сказке только один вопрос ребенка на все серьезные дела взрослых: «Зачем?». И взрослые не понимают, что ответить. А, ведь, и вправду, зачем: все на свете считать (особенно то, что было ничейным) и присваивать себе, зачем делать из себя короля и самого важного человека, который не замечает никого вокруг себя, зачем употреблять спиртные напитки, зачем иметь столько прекрасных цветов, что можно сбиться со счета…
Это спектакль о мире, взрослом мире, показанном через призму ощущений маленьких детей взрослыми актерами. На сцене мы видим рассказчика в годах, который написал воспоминания, молодого летчика – будущего автора, с которым произошел несчастный случай, Прекрасную Розу – возлюбленную Принца и целую плеяду взрослых серьезных людей – человека из зала, который скептически относится ко всему условному, пытается все классифицировать и искать подтверждения каждому слову в интернете, счетовода-честолюбца, одинокого короля, и горького пьяницу, и фонарщика, в конце концов.
Сам Принц – это кукла, маленькая, размером с ладонь. Да и друг его новый – Лис – тоже кукла. Это своеобразный намек на все условное, детское. Это как бы приглашение зрителям поиграть в игру с предполагаемыми обстоятельствами. Помните – как в детстве мы играли? У нас любая игрушка могла превратиться в абсолютно любого персонажа, настоящего, живого, с которыми мы путешествовали по своим мирам.
Благодаря этому приему размывается грань между театром и зрителями, вымыслом и реальностью, волшебством и правдой. Все мы невольно становимся участниками спектакля, все мы встречаем Маленького Принца, который неизменно задает нам вопрос «Зачем?». Прямо как наши маленькие дети, прямо как мы, когда были детьми…
В зале аншлаг, на премьерные показы пришли взрослые с детьми. Все же, «Маленький принц» написанный более полувека назад, остается современным и сегодня. Малыши увидят друга, Маленького Принца, который думает и чувствует так же, как и они. Для детей постарше откроются самые важные и простые истины, которые помогут повзрослеть. А для взрослых это лишний раз вспомнить себя…
Несмотря на то, что произведение Антуана де Сент-Экзюпери в какой-то мере является философско-дидактическим, в спектакле нет ни одного намека на это. Спектакль лишь подталкивает к размышлениям, но выводы мы должны сделать сами.