Рубрика «Интервью» знакомит Вас с людьми, которые каждый день трудятся для наших детей. Рады Вам представить – Алёна Лобызаева, волонтёр благотворительных организаций.
Организации: «Шаг на встречу», «Чемодан добрых дел»
Должность: Волонтёр
Возраст: 21
— Алёна, какова Ваша мечта?
Самая обыкновенная – оставить что-то после себя – поступки, мысли, дела, которые могут хотя бы чуть-чуть, пусть даже совсем немного, повлиять положительно на судьбы людей, укрепить их веру в добро и любовь.
— Ваша идея о счастье?
Мне кажется, человек счастлив, если ему нравится то, что происходит вокруг него и внутри. Когда два его мира находятся в гармонии, человек осознает, что у него есть силы и возможности изменить то, что может его тревожить.
— Ваш девиз?
Никогда его не было, а если бы был, его основой бы стала моя вера в мир во всём мире и в то, что любовь превыше всего.
— Ваш любимый праздник?
День космонавтики – жаль, что его не отмечают масштабно…
— Какую игрушку хотелось бы, если Вы были бы сейчас ребенком?
До сих пор люблю игрушечные дома с миниатюрной мебелью, утварью и маленькими жителями внутри. Даже если бы у меня сейчас появился такой дом, двухэтажный, допустим – я была бы безумно счастлива.
— Кем Вы мечтали стать в детстве?
Каждые полгода примерно представление об идеальной работе менялось – от кондитера до ветеринара.
— Какое Вы получили образование, и пригодилось ли оно Вам в работе?
Я заканчиваю СПБГУКИ по специальности «музееведение», в процессе обучения я узнала, что есть «музейная педагогика» и «арт-терапия» в работе с детьми, и сейчас эти две сферы мне очень интересны, стараюсь получать опыт.
— Почему Вы решили стать волонтёром?
С того момента, когда я начала формировать свои осознанные потребности, желания, установки и ценности, я стала понимать, что мне нужно добавлять что-то в привычное течение жизни. Обычно у многих жизнь основана на классическом наборе: учёба (работа) — дом — выходные. Мне хотелось как-то распорядиться своим временем, способностями, да и просто своими руками-ногами-головой. Использовать их не только в свою пользу, но и в пользу других, пусть взамен тебе достанется только «спасибо». У многих, мне кажется, есть такая потребность, и всегда есть и будут люди, которым нужна помощь – не только материальная, а обыкновенная, «человеческая» так скажем.
— Расскажите об организациях, в которых Вы работаете.
Я начинала работать волонтёром в организации с ярким названием «Чемодан добрых дел», основная деятельность, которой – международные волонтёрские лагеря, межкультурный обмен (например, фестивали различных кухонь мира или бесплатные языковые уроки), различная помощь детям и пожилым людям. Затем я стала внештатным волонтёром в организации «Шаг на встречу». Эта организация была создана в 2004 году для того, чтобы помогать ребятам из Павловского интерната номер 4. В этом интернате четыре корпуса, в каждом из которых находятся дети с разными нарушениями в развитии. «Шаг на встречу» занимается третьим корпусом, где живут разные ребята – кто-то не умеет ходить, кто-то не видит, или не может говорить, кому-то нужна помощь с тренировкой и развитием мышления. Помимо основного персонала – воспитательниц, мед. сестёр, в группах с ребятами работают волонтёры. Есть те, кто в течение волонтёрского года каждый рабочий день проводит со своей группой, есть те, кто приезжает в интернат в своё свободное время, по выходным, например.
— Расскажите о Вашей работе
Пока это моя не основная работа, но, можно сказать, самая любимая деятельность. Особым детям очень сложно в нашем «обыкновенном» быстром и шумном мире со своими ограничениями и правилами. Но это не значит, что таких детей не нужно «вводить» в наш мир, рассказывать и показывать им его правила, и может быть, даже менять их вместе. Ведь у каждого свое видение мира, жизни, событий, я уже упоминала об этом. Такие дети самый яркий тому пример. Какое привычное для нас дело – купить новую футболку в магазине, или сварить макароны на ужин. А если ты ребёнок, живущий в условиях интерната, это может стать для тебя необыкновенным чудным действом. Ведь у тебя не было возможности просто прогуляться до магазина или приготовить что-то – вся еда – вот она, несколько раз день готовой появляется на столах, и ты даже не представляешь, как может выглядеть целый арбуз, например. К тому же, если ты особый ребёнок, твоё собственное тело или разум становятся для тебя препятствием. Кому-то сложно научиться считать, писать буквы. Кому-то нужно очень много стараться даже для самого элементарного – самому почистить зубы, самому сделать шаг. Нужен какой-то «проводник», человек, который возьмёт тебя за руку и скажет «пойдём, не бойся, я обязательно помогу тебе и научу тебя». Такими людьми и являются волонтёры. Ребёнку можно купить сто мягких игрушек и сто новых одёжек, но простая прогулка в парке с человеком, которому ты симпатичен и интересен, может стать во много раз ценнее всего этого. И ребёнок, и волонтёр получают ни чем неизмеримое удовольствие от взаимодействия друг с другом, от совместного преодоления проблем и препятствий, от совместного путешествия в этом огромном и сложном мире, да и от того, что можно просто вместе поваляться на траве и послушать шум листьев ?
— Как Вы находите подход к ребёнку?
Сразу скажу, что это не всегда даётся легко и быстро. Есть дети простые и открытые, которые сами тянутся к тебе, а есть те, которые живут в своём волшебном мире, и пускают в него далеко не каждого. В любом случае – всегда нужно стараться наблюдать, видеть, слушать и понимать, что у тебя и маленького человека напротив совсем разное видение мира. Любая мелочь может стать основой для дружбы или же напротив, отстранить ребёнка от вас.
— Особые дети — какие они? Что они значат для вас?
Особые дети могут стать невероятным источником восхищения, восторга и вдохновения, ведь они заставляют «по-особому» посмотреть на мир. Наши глаза, головы, души, постепенно «замыливаются» от повседневной деятельности, от монотонности, однообразия картин и действий, которые мы видим каждый день. И поэтому мы не замечает множества мелочей, пусть совершенно простых, но по сути своей невероятно прекрасных. Человек привыкает ко всему, со временем многое перестаёт его удивлять. И вот тебе встречается ребёнок, который сначала может показаться тебе сложным, непонятным, быть может, даже «отталкивающим» (не все сразу могут преодолеть свой внутренний барьер и чувство жалости при общении с особыми детьми). Но затем его действия и слова будто завораживают тебя. Тебе непонятно, почему ребёнок может задумчивым, полным загадок взглядом подолгу смотреть на какой-то одуванчик, на своё отражение в воде. Может веселиться от обычного хлопка в ладоши, часами рисовать одному ему понятные фигуры на бумаге. И к тому же может задавать странные вопросы, вроде «А небо над нами одно или их много?». Появляется желание понять, почувствовать, ответить. И вот перед твоими глазами открывается вроде бы старый, но всё-таки уже новый удивительный мир. С особым ребёнком ты замечаешь цвета, запахи, звуки, движения, которые ты раньше не замечал. Ты открываешь их заново для себя, и может быть, впервые для ребёнка. Ты думаешь, что детям с тяжёлыми недугами нужны помощь и изменения, но в первую очередь ты меняешься сам – твоя жизнь начинает казаться настоящим чудом. Ведь у тебя есть самые главные способности – ходить, говорить, понимать, слышать и слушать – разве не это самое важное? Особые дети могут быть лишены каких-то из этих способностей, но они стараются, трудятся, преодолевают себя и вместе с тем так просто и радостно смотрят на жизнь. Это по-настоящему меняет тебя и удивляет.