Почему в три года ребенок молчит, нужно ли учить его читать как можно раньше, обязательно ли выговаривать звуки – эти вопросы мучают всех родителей детей, достигших 3-х летнего возраста и старше.
Страх родителей, что ребёнок не впишется в установленные рамки нормального развития, оправдан. Именно норма определяет, готов ли ребёнок к школе и его дальнейшие успехи.
Речевое развитие индивидуально, и до трёх лет у ребенка должно быть время, чтобы разговориться. Если, конечно, у него в порядке артикуляционный аппарат и задержка речевого развития — не следствие других заболеваний и травм.
Как развивается речь ребёнка от года до семи лет
1 год — в пассивном словаре 10-20 слов (он их понимает и может показать или хотя бы посмотреть на названный предмет). В активном словаре — около пяти или десяти коротких слов.
2 года — активный словарь увеличивается до 100-300 слов, в речи появляются простые короткие предложения-словосочетания.
3 года — в активном словаре около 1000 слов, при этом ребёнок может дать адекватный ответ на вопрос.
4 года — может правильно повторить слово из четырёх слогов за взрослым, освоил понятия «большой-маленький», «много-мало».
5 лет — может повторить предложение из девяти слов. Оперирует понятиями «сегодня», «завтра», «вчера» — для согласования времён и структурирования речи.
6 лет — в активном словаре более 2 000 слов. В этом возрасте можно учить его составлять рассказ по картинке.
7 лет — активный словарь более 3 000 слов, у ребёнка сформирована связная речь, он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю.
Из этих норм формируются требования к речевому развитию при поступлении в школу.
Когда стоит обратиться к логопеду
- В раннем детстве ребёнок не произносит звуков, не гулит, не начинает разговаривать до трёх лет. Многие дети пропускают период гуления, но показаться логопеду не будет лишним — хотя бы чтобы убедиться, что всё в порядке с артикуляционным аппаратом.
- Словарный запас ребёнка с годами не пополняется или расширяется очень медленно.
- Дошкольник испытывает трудности с запоминанием вида букв.
- Плохо или неправильно произносит звуки, их сочетания или не произносит некоторые из них.
- С трудом выполняет задания «найди четвёртый лишний», сложно обобщает ряд слов одной категории (не может ответить на вопрос «малина, клубника, смородина — что это?»).
- Заикается.
- К пяти годам не начинает «сливать» буквы в слоги, хотя знает, как они произносятся по отдельности.
Часто речевые дефекты связаны с тем, что детей просто не научили, например, правильно произносить определённые звуки или делать их слияние.
Другие речевые дефекты могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами. К внешним относятся и речевая среда, в которой растёт ребёнок, и питание, и экология, и челюстно-лицевые травмы. К внутренним — генетическая предрасположенность (строение артикуляционного аппарата может передаваться по наследству), родовые травмы, неблагополучное протекание беременности матери.
Иногда нарушение речевого развития носит вторичный характер. Например, при задержке психического развития, умственной отсталости, черепно-мозговых травмах. В этом случае необходимо подключать дефектолога, который занимается коррекцией физического и психического развития.
Как помочь ребёнку начать правильно говорить
- Разговаривайте с ребёнком. Всегда. С самого раннего детства. Озвучивайте свои действия, называйте предметы, общайтесь с ним, вовлекайте в диалог. Только ни в коем случае не сюсюкайтесь с ним, не коверкайте слова на манер маленьких детей и не приучайте к звукоподражанию типа «бэ», «му», «ко-ко» и т.д. С самого рождения ребёнку нужно создавать грамотную и чистую речевую среду.
- Если он так и не начал разговаривать, а возраст уже подошёл, отлично работает идея с семейным альбомом. Создайте альбом или тетрадь с фотографиями родных и близких родственников — тех, которых ребёнок хорошо знает и любит. Можно вместе с ним этот альбом рассматривать, показывать на людей на фотографии и называть их. А через некоторое время просить показать. Если ребёнок начнёт искать и показывать, значит, он пошёл на контакт, пусть пока и молча. Дальше попробуйте усложнять, просить помочь вспомнить имя родственника или намеренно перепутать имена, чтобы ребенок отреагировал. В таком случае он может начать издавать звуки — радостные, разочарованные, говорить «О!» или пытаться сказать имя. Любой звук здесь будет победой — ведь это значит, что артикуляционный аппарат начинает работать. Постепенно звуки будут усложняться.
- Если ребёнок плохо запоминает буквы: никак не может показать в алфавите «Н» или путает положение средней палочки в «И», значит, ему нужно развивать зрительную память. Здесь подойдут любые упражнения и игры на запоминание — «найти пять отличий», «что изменилось на картинке». Но самые эффективные — тактильные упражнения. Например, предложите ребёнку выложить «проблемную» букву гречкой, слепить её из пластилина, разложить на полу верёвочками или чем ему захочется. Пусть информация поступает через разные источники.
- Разрабатывайте мелкую моторику. Доказано, что именно она активизирует части мозга, ответственные за развитие речи и письма. Дети, которые хорошо рисуют, прорисовывают мелкие детали, уверенно держат карандаш в руке, показывают стабильные успехи в речевом развитии. Поэтому не упускайте случая попросить ребёнка поднять с пола мелкие детали, нанизывать бусинки, собрать конструктор и прочее.
- Есть распространённый миф: чем быстрее ребёнок научится читать — тем лучше. Это совсем не так, потому что процесс речевого развития происходит поэтапно. Плавное чтение должно начинаться со слогов-слияния: ребёнок должен осознать звуки, почувствовать их соединения.
Если перейти к чтению раньше, чем нужно, ребёнок будет читать бегло, но неправильно.
Он будет догадываться о значении слов, а не читать их, или неправильно произносить звуки. Если вы не уверены, что способны грамотно отрабатывать с ребёнком навыки плавного чтения, лучше доверьте это логопеду.
5-6 лет – оптимальный возраст, в котором стоит плавно подталкивать ребёнка к чтению. Однако это не означает, что надо запрещать, если ребенок сам начинает читать раньше. Но неправильное произношение обязательно поправлять.
- И одно из самых главных и эффективных правил, которое почему-то часто не соблюдается. Слушайте своих детей и помогайте им быть понятными. Слушать ребёнка — искренне и заинтересованно — для развития речи не менее важно, чем говорить с ним.