В лаборатории робототехники и искусственного интеллекта Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) предложили лечить детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) с помощью игр с роботом.
Дети с СДВГ часто плохо учатся: они импульсивны, им трудно сосредоточиться. В 2012 году ученые из Сингапура провели исследование, в котором они использовали для лечения СДВГ интерфейс «мозг-компьютер». В ходе исследования дети играли в компьютерную игру, в которой должны были с помощью мысленных приказов управлять персонажем — плавать вокруг острова, а потом собирать фрукты. Идея состояла в том, что для использования интерфейса нужна концентрация внимания, иначе ничего не получится. Исследование дало результаты: по мнению родителей испытуемых, восьминедельный курс оказал хороший эффект на детей — они стали более внимательными и менее импульсивными.
Томские ученые решили использовать наработки сингапурских ученых, но предположили, что ребенку будет интереснее общаться с антропоморфным роботом, чем сидеть перед монитором, сообщает интернет-портал «Чердак».
Ученые из ТУСУР совместно со специалистами из Университета Рицумейкан (Киото) разработали игру с участием робота Nao и нейрокомпьютерного интерфейса. В ходе игры робот выполняет набор простых движений и просит ребенка мысленно дать роботу задание повторить движения в той же последовательности. На испытуемого надевают шлем, который считывает электроэнцефалограмму и передает сигналы роботу.
«Чтобы дать команду роботу, ребенок должен сконцентрироваться: ему нужно запомнить последовательность произведенных роботом движений и в точности мысленно в том же порядке скомандовать роботу их произвести», — объяснил суть игры Евгений Шандаров, руководитель лаборатории робототехники и искусственного интеллекта ТУСУР.
Исследователи провели эксперимент, в ходе которого японский студент в Киото надел шлем с нейрокомпьютерным интерфейсом и передавал мысленные приказы через интернет роботу, который находился в Томске. Сначала робот исполнил «танец», состоявший из четырех па: он делал шаг вперед, шаг назад, поворачивал корпус направо и налево. Затем испытуемый (он же один из разработчиков) отдал роботу мысленный приказ повторить эти же движения, и тот успешно их воспроизвел.