По данным Международной программы контроля в сфере образования PISA (Programme for International Student Assessment), школа Финляндии является одной из лучших в мире. Однако финны не собираются останавливаться на достигнутом. Желание улучшить условия образования, сподвигло к созданию национальной программы «Будущая школа Финляндии».
Традиционная система образования «учитель в центре», давно устарела. Новые технологии если и используются, то зачастую бездумно. Среда обучения навевает скуку даже на учителей, что уж говорить о детях.
Только вспомните мрачные школьные коридоры, выкрашенные в серо-зелёный цвет. Парты в три ряда, а посередине учитель-надзиратель, запрещающий разговаривать между собой. Всем молчать, слушать, записывать, а кому-то одному отдуваться за всех у доски. Тот, кто нарушает незыблемые школьные правила, тут же становится в глазах учителей двоечником и лентяем.
Проект предлагает по-новому взглянуть на образовательную систему:
Разработка дизайна школьного пространства
Среда чрезвычайно сильно влияет на учеников. Красивое окружение является стимулом к эффективному учебному процессу, поэтому в «школе будущего» нет скучной планировки.
Другой подход к процессу обучения
Проект призван стимулировать общение школьников, развивать их творческий потенциал, физические способности. Обучение проходит в расслабленной обстановке. Не учитель центр класса, а каждый ученик является центром. При этом вовсе не нужно к каждому «приставлять» учителя. Нужно сформировать учеников в группы, посадить за общий стол и позволить им общаться друг с другом во время обучения.
Необходимо такое современное оборудование, как интерактивная доска, на которую будет проецироваться обучающий материал и т.п.
Инициативность преподавателей
Новаторский подход к обучению возможен только при понимании проекта «Будущая школа» учителем. Преподаватели должны быть готовы изменить свои методы обучения.
Нередко под словом «инициативность» учителя понимают безмерную нагрузку учеников домашними заданиями. Но, лучшая в мире финская школьная программа довольно лаконична, её главная идея — дать детям прожить детство. В первом классе может быть 3 или 4 урока в день, в шестом (специальном!) — не больше пяти уроков, шесть только когда физкультура (сдвоенная). Незачем перегружать ребёнка знаниями!
Больше движения!
Школа должна пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому в финских школах следят за физической активностью учеников. На переменах в школах никого не остаётся, все идут на свежий воздух. Во дворе школы дежурные учителя устраивают подвижные игры.
В финском проекте «Школа Будущего» уже участвует несколько школ. И судя по опросам, и учителя и ученики в восторге от проекта и хотели бы дальше трансформировать классы.
Финляндское архитектурное бюро Verstas Architects успешно воплощает в жизнь проект «Будущая школа Финляндии». В 2010 году было построена Школа Кирккоярви в Эспоо, которая была представлена на Архитектурной биеннале, на выставке «Лучшие школы мира» и получила приз Международной архитектурной премии 2011 года. Просторные помещения, большие окна, яркие стены, хорошее освещение — здесь приятно находиться всем!
Для любого ребёнка достойная школа – это мотивация стать успешным в жизни.
Так почему бы не прислушаться к советам страны, признанной лидером в сфере школьного образования?