Меньше месяца осталось до важного дня детей и их родителей – начала учебного года. Уже в самом разгаре во многих специализированных и сетевых магазинах развернулись школьные базары, еще чуть-чуть и откроются специализированные ярмарки, где родители смогут собрать своего ребенка в школу, что называется, «под ключ».
На сегодняшний день не составит труда выбрать новые школьные принадлежности — каждый найдет по своему вкусу и предпочтению.
Но что делать, если ваш ребенок левша? Стоит ли покупать специальные канцелярские товары, или это очередной маркетинговый ход производителей?
Попробуем разобраться. Самое главное, что стоить помнить – мир создан для праворуких. Все инструменты, канцелярские товары, даже ручки на входных дверях устроены для удобства рабочей руки – правой. Левшам в нашем мире приходится самим подстраиваться под правила игры праворуких. Это долгий процесс, который может сопровождаться стрессовыми ситуациями, замкнутостью, раздражительностью. Особенно в нежном детском возрасте, когда психика еще не развита, необходимых навыков не получено, а детьми управляют эмоции.
Поэтому так важно постараться создать условия, которые позволили бы снизить психологическое напряжение.
Например, приобрести специальные школьные принадлежности. Их отличие от обычных состоит в особой конструкции ручек, карандашей, ножниц, линеек и точилок. Но при выборе школьных принадлежностей для левшей стоит подойти серьезно, поскольку не все они подойдут для школьников, особенно начальных классов. Могу это говорить с уверенностью как мама 13-летней девочки-левши.
Особенно трудно леворуким детям приходится в первом классе во время обучения письму. Помимо сложностей, присущих всем первоклашкам (онемение пальцев от излишнего напряжения, опущенные головы, согнутые спины и т.п.), левши испытывают дополнительный дискомфорт. Так, при письме они не видят строчку из-за закрытой руки, написанные слова могут быть размазаны из-за невысохших чернил, начертание букв им причиняет неудобство, т.к. учитель на доске выводит буквы слева направо снизу вверх, а левшам удобно наоборот. Да и требования положения тетради на столе и положение руки при письме соответствуют физиологическим особенностям правшей. Поэтому для облегчения процесса обучения письму в мире праворуких левши должны вооружиться своими ручками и карандашами. От того, каким пишущим инструментом пользуется ребенок, во многом зависит успех и легкость формирования навыка письма, и, конечно, скорость и качество письма.
Форма ручки должна быть удобной ребенку – не слишком толстой, но и не слишком тонкой. В первом случае пальчики детей еще не выросли, а потому им нелегко будет обхватить объемную ручку. Во втором случае пальцы еще не привыкли к ручкам вообще, а потому есть опасность, что ручка будет часто выпадать из рук ребенка. Чтобы малыши без посторонней помощи могли взять ручку правильно, необходимы специальные прорезиненные углубления для фиксации пальцев левой руки, которые «подсказывают» правильное положение пальцев. Лучший вариант – если эти углубления будут выделены другим цветом для облегчения запоминания. С течением времени правильный навык закрепляется в памяти ребенка, становится привычкой. Поэтому, когда ребенок будет использовать при письме другие пишущие инструменты, он автоматически будет соблюдать правильное положение кисти и пишущего инструмента при письме.
Прорезиненная зона обхвата ручки предотвращает скольжение пальцев и фиксирует их в правильном положении, что позволяет свести к минимуму усилия для удержания пишущего инструмента и минимизировать статическую нагрузку, которая является основной причиной быстрой усталости руки.
Существует трехгранная форма корпуса ручки, которая должна соответствовать естественному захвату руки, уменьшая усилия, необходимые для их удержания.
На рынке канцелярских товаров многие производители предлагают ручки, в которых пишущий узел расположен под углом к поверхности. Если посмотреть на такую ручку, то перо сделано в форме крючка. Такая форма позволяет видеть написанное. Но не торопитесь покупать такие ручки с «крючком». Для первоклашек они скорее представляют дополнительное напряжение при письме, поскольку детишки еще толком не привыкли к письму, руки их не слушаются, плотность тетрадной бумаги они не чувствуют. Скажу откровенно. В первом классе я, по совету продавцов, купила такую ручку. Через полгода дочь заявила, что отказывается писать, потому что неудобно. Зато ручки с выемками для пальцев, но с классическим пером оказались очень даже удобными. Дочь была счастлива. С такими ручками она проучилась всю начальную школу. В дальнейшем, когда техника письма была усвоена на достаточном уровне, мы стали покупать обыкновенные ручки с прорезиненной зоной. Самое главное, что при покупке дочь в магазине тестировала каждую ручку и выбирала самую удобную для ее пальцев.
Чтобы буквы при письме не смазывались, необходимо также обратить внимание на чернила. Они не должны быть слишком жирные или бледные. Достаточно выбрать быстросохнущие светлые чернила.
Карандаши для левшей также имеют специальные углубления для пальцев. Углубления расположены по всей длине корпуса, что позволяет обеспечить правильное удержание карандаша ребенком при письме и рисовании даже после заточки карандаша.
Карандаши нередко рекомендуются как первый пишущий инструмент для ребенка.
Удивительно, но даже такой простой предмет как точилка тоже изготавливается с учетом праворукости. Когда левша затачивает карандаш, ему приходится совершать непривычные и неудобные движения: вращать карандаш на себя. Избежать неудобств можно с помощью точилки для левшей, в которой лезвие перевернуто в другую сторону.
Многие производители выпускают даже линейки для левшей. В них разметка шкалы идет справа налево. Это предотвращает размазывание следов ручек и карандашей и облегчает выполнение чертежных работ. Правда, в реальной жизни она мало пригодится первоклашкам, поскольку может только запутать, особенно при обучении ориентации на листе. Наверное, лучше протестировать такую линейку дома, пусть ребенок попробует начертить необходимый отрезок. Если справится, то можно смело положить ее ему в портфель.
Ножницы — это главная проблема, настоящее испытание ребенка на уроках труда. Пожалуй, можно обойтись без специальных ручек, карандашей или линеек, но без специальных ножниц обойтись нельзя. Обычные ножницы, если держать их в левой руке, режут хуже либо вообще не режут, а только рвут бумагу, появляется некрасивый залом в конце прорези. Более тонкую работу обычными ножницами левше крайне сложно сделать. В ножницах для левшей лезвия расположены зеркально относительно обычных. Благодаря этому они легко режут бумагу именно левой рукой. Если хотите испытать, что чувствует левша при работе с обычными ножницами, возьмите ножницы для леворуких и попробуйте что-нибудь вырезать, даже отрезать бумагу по линии. Поверьте, вы получите неоценимый опыт, какого это работать с инструментами, предназначенными для противоположной руки.
Прописи
В нашей стране не существует специальных методик обучения для леворуких детей, хотя в отделе «Товары для левшей» вы можете найти специальные прописи. Насколько они эффективны и нужны ли вообще при обучении письму в школе, педагоги и дефектологи пока не пришли к единому мнению. Посоветуйтесь с учителем вашего ребенка, готов ли он заниматься с учеником по таким прописям, а затем решайте сами.
Кроме того, в канцелярских товарах вы найдете специальные фломастеры, кисточки для рисования и т.п., адаптированные под физиологические особенности левшей. Опыт показывает, что леворукий ребенок в процессе обучения обходится без этих предметов. Вы можете их приобрести для домашнего использования, в школе, как правило, они мало пригодятся.
При выборе канцтоваров будьте готовы к тому, что предметы для леворуких детей стоят дороже, чем обычные. Поэтому не стоит стремглав бежать к первому прилавку и скупать все товары с пометкой «Для левшей». Поверьте, многие вещи будут просто лишними и есть вероятность, что ребенок ими вообще не воспользуется.
И еще. Специальные школьные товары – не панацея для успешного обучения ребенка в школе, а лишь помощники и инструменты. Помните, что современные школьные программы созданы для праворуких детей и тяжело адаптируются под детей-левшей. И, чтобы такому ребенку справиться и освоить программу, необходима помощь и поддержка родителей и учителей…