Редакции «Детских страниц» посчастливилось побывать на лучшей современной анимационной студии Петербурга «Мельнице». На студии нас познакомили с художниками-мультипликаторами, посвятили в премудрости создания мультфильма. Мы убедились, что это поистине волшебный процесс! Спешим и вам рассказать об искусстве анимации.
Из истории студии
Студия анимационного кино «Мельница» была создана в середине 90-х годов, в Санкт-Петербурге. Генеральный директор и основатель студии Александр Боярский ранее работал на студии «Леннаучфильм», которая располагается на улице Мельничной. «Мельница» получила своё название именно от этого топонима.
В 1998 году по заказу НТВ-кино вышел первый анимационный проект студии — сериал «Приключения в Изумрудном городе». Сериал многим понравился, он стал первым успехом «Мельницы». Так началось завоевание признания среди российских зрителей. Затем студия выпустила свой первый полнометражный анимационный фильм «Карлик-Нос». За ним последовала, уже ставшая легендарной, «Богатырская серия». Первый фильм серии «Алёша Попович и Тугарин Змей» (2004) снят знаменитым режиссёром Константином Бронзитом. Далее вышло продолжение серии: «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Три Богатыря и Шаманская царица», «Три Богатыря на Дальних Берегах». Теперь продолжается работа над следующим фильмом из «Богатырского цикла» — «Три богатыря. Ход конем».
Студия выпускает потрясающие детские мультсериалы: «Лунтик и его друзья», «Барбоскины». Сериалы были созданы по заказу телеканала РТР для передачи «Спокойной ночи, малыши». Создателя мультсериала для малышей «Лунтик» Дарину Шмидт называют «мамой» проекта. Она активный молодой режиссёр. Помимо больших проектов студии Дарина занимается также авторским кино.
Длительное время работает на студии Константин Бронзит. Он создаёт удивительные короткометражные фильмы. Является членом Российской, Французской и Американской киноакадемий, номинантом на Оскар 2009 года. Его работы всегда тёплые, смешные и грустные, лирические и нежные, сделаны с большой любовью к людям и с тонким юмором. Они известны как российским, так и зарубежным зрителям. Самые известные работы Константина: «Божество», «Lavatory — Lovestory».
Совсем скоро выйдет на экран первый трёхмерный фильм студии «Урфин Джюс». Нам посчастливилось увидеть первые материалы к новому фильму. Судя по всему, он станет ещё одним большим достижением «Мельницы».
Студия успешно развивается, в команду постоянно приглашаются новые таланты. При студии проводятся курсы художников-аниматоров. На них готовят новых специалистов для работы над проектами. Каждый новый художник вносит свою лепту в развитие анимационного искусства. Поэтому их мультфильмы смотрят с удовольствием, как маленькие зрители, так и взрослые.
На студии работает сейчас около 150 человек. Создание одного фильма продолжается 1,5-2 года. Над одной небольшой сценой работа может длиться день, неделю, а то и две. Успешно освоив азы двухмерной анимации, студия не останавливается на достигнутом и продолжает изучать новые технологии и направления. В данный момент их два – это 3D анимация и рисованная. Новый анимационный фильм «Урфин Джюс» выйдет в формате 3D.
Трудится «Мельница» беспрерывно, что ни год, то премьера нового творения!
Образ героя
Художники-мультипликаторы студии рассказали нам о том, как создаётся образ каждого персонажа фильма.
На каждого героя заводится «дело». Учитываются все его особенности: артикуляция, характер, внешний вид. Всех героев фильма соотносят между собой по росту, комплекции – создают специальные линейки для их сравнения. Персонажи постоянно меняются в ходе работы, совершенствуются. В итоге режиссёр и продюсер утверждают образы всех героев.
В 3D отделе нам показали, как менялась личность медведя из фильма «Урфин Джюс». Сначала он был грозным, свирепым, затем по велению режиссера-постановщика стал чуть мягче, но оставался при этом злым. Далее в нём проявились хорошие черты, но было видно, что он обижен. В конечном итоге личность героя кардинально изменилась.
В кабинетах студии можно увидеть зеркала на рабочих столах. Они нужны для того, чтобы работая над образами героев фильма, художники опирались на настоящую мимику, человеческие эмоции.
Для каждого персонажа мультфильма создаются объёмные модели. Сначала они бесцветные, затем художники по текстурам их раскрашивают. Они создают имитацию материала: кожа, вельвет, шёлк, гипюр, мешковина…всё что угодно!
Проводится риггинг — создание и размещение внутри трёхмерной модели героя виртуального «скелета». Герой обзаводится собственным набором «костей» и «суставов».
Благодаря тщательной, кропотливой работе персонажи мультфильмов «Мельницы» получаются яркими и интересными. Все художники относятся к своим героям трепетно, даже с некой родственной теплотой. Порой создаётся впечатление, что они говорят о своих героях, как о «живых» существах.
Продолжая рабочий процесс
70% работы анимации делают вручную на кальке. Режиссёр рисует раскадровку, с которой затем работают художники – лэйаутисты. Это не просто рисунки, а ключевые кадры для художника-аниматора. На каждую сцену может приходиться от 3 до 5 лэй-аутов.
Дальше начинается работа художника-аниматора, который использует лэй-ауты и анимирует движение персонажа.
После приемки сцены режиссёром, работу продолжает художник-прорисовщик. Он тщательно отрисовывает специальным карандашом каждую фазу. Количество фаз (рисунков) может доходить до 300 и выше! После чего сцена проверяется, сканируется и заливается (закрашивается). Этим занимаются художники-заливщики.
Дополнительно художники делают фоны, прорисовывают свет и тень.
Очень важно проследить за тем, чтобы персонажи не терялись на фоне.
Специальный отдел занимается спецэффектами (такими как дым, огонь, вода, фейерверк).
В конце работы фильм озвучивают профессиональные актёры.
Чему учат мультфильмы?
«Мельница» продолжает традиции отечественной мультипликации. Творения студии резко контрастируют с будто бы клонированными голливудскими мультфильмами. Особый русский колорит и характер виден в каждом анимационном фильме «Мельницы». Подобно советским мультфильмам, фильмы студии учат мальчиков быть сильными и душой и телом, чтобы они могли защитить семью. Девочкам показывают, какой должна быть любящая жена, мать и хозяйка. Такие ценности, как дом, семья, дети – ставятся на первое место. Ведь для современного мира – это уже редкость.
В заключение хотим отметить, что в студии «Мельница» работают удивительные люди. Создание мультфильма невероятно трудоёмкий процесс, требующий терпения и большой любви к своему делу. Мы восхищаемся этой командой и желаем ей дальнейших успехов. И с нетерпением ждём выхода на экраны новых мультфильмов!
Линейка персонажей
Комплекция и артикуляция героя
Раскадровка одного из мультфильмов «Богатырской серии»