Вовремя открыть в ребенке талант к науке значительно сложнее, чем, скажем, к музыке или живописи, уверяют педагоги и психологи. «Известия» решили разобраться, как это сделать и как не допускать ошибок в воспитании юного гения.
Навыки к естественным наукам можно и нужно прививать с детского сада, считает Евгений Ямбург, заслуженный учитель России, директор центра образования №109: «Для этого есть масса возможностей. Стандарты дошкольного образования являются здесь одним из серьезных ориентиров. В раннем возрасте интерес к науке пробуждается в игровой форме, нужно добиться того, чтобы ребенок сам почувствовал себя «первооткрывателем». По словам специалиста, сделать это совсем несложно, для этого даже не требуются какие-то специальные приспособления. К примеру, можно просто отправить малыша играть в песочницу, а можно вместе с ним заняться исследованием упавшего с дерева листа».
В этом возрасте выбирать нужно те области науки, которые переплетаются с уже существующими «траекториями обучения». Ребенок может постигать причины и следствия событий, встречающихся в повседневной жизни: например, почему мороженое тает в тепле. Интересны малышу будут и закономерности, выявленные в строении и функции, скажем, связь между формой зубов животного и его питательным рационом. «Стоит обратить внимание ребенка и на классификацию по признакам: различные объекты или организмы имеют различные свойства,?— отмечает Евгений Ямбург.?— Например, млекопитающие покрыты шерстью, а птицы — перьями». Нелишним будет вместе с ребенком проследить за тем, как могут меняться неживые предметы (каким образом игрушки становятся сломанными игрушками).
У малыша могут сложиться свои особые области интереса, например, к горным породам или автомобилям, к кошкам или к поведению животных. Такие пристрастия достойны того, чтобы обращать на них внимание и подбирать занятия на эти темы. А вот адаптировать под развлечения малыша уроки, предназначенные для старших детей, не стоит. Одно дело учить дошкольника смешивать цветные краски и изучать их оттенки. Совсем другое — пытаться вместе с ним решать задачи по физике световых волн. Не менее важно избегать объяснений со ссылками на «невидимые силы», например, электромагнетизм, естественный отбор. Тем не менее упрощать общепринятые названия также не стоит: когда мы изучаем новую концепцию, то в голове должны отложиться ее основные понятия и терминология. Поэтому если вы вместе с ребенком обсуждаете дыхание, то так и называйте это понятие «дыхание». «Некоторые занятия предполагают использование специальных научных приборов — увеличительное стекло, весы, линейки,?— рассказывает Евгений Ямбург.?— Как только малыш научится обращаться с такими инструментами, их стоит сделать доступными в течение всего дня, а не только на время занятий».
На приучение детей к проектной деятельности ориентированы и стандарты школьного образования, напоминают эксперты. «Исследовательский компонент появляется уже в начальной школе,?— говорит Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ.?— В идеале ребенка нужно научить такой компетенции, как получение знаний самостоятельно, он должен уметь добывать и анализировать информацию из разных источников. Сначала это делается на простых задачах, впоследствии они усложняются. Именно за счет этого формируется научное мировоззрение».
Психологи советуют: в жизнь маленького школьника нужно внести максимальное разнообразие — вместе с детьми посещать музеи, художественные выставки, театральные представления, больше гулять с ними по городу. Все это оказывает положительное влияние на развитие познавательных процессов: значительно расширяются объем и концентрация внимания, ребенок овладевает простыми, но необходимыми для него приемами запоминания и сохранения информации в памяти, значительно обогащается словарный запас, формируется умение оформлять в словесную форму свои суждения, объяснения, обоснования. Таким образом создаются условия для развития у школьника познавательных интересов, он будет сам стремиться к размышлению и поиску, появится чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. В дальнейшем ученик сможет справляться с поиском информации без помощи родителей и педагогов.
В старших классах открывать для ученика научное мышление поздно: к 15 годам исследовательские навыки у школьников уже сформированы. «Важную роль в этом процессе играет не только школа, но и кружки дополнительного образования, к примеру, 3d-моделирования,?— подчеркнула Ирина Абанкина.?— Однако в настоящее время в нашей стране эта сфера очень сильно сжалась и ее пытаются втянуть в саму школу». А это, по мнению эксперта, губительно для юных технических гениев: дети не должны считать кружки продолжением школы, им нужно чувствовать так называемую смену деятельности, осознавать, что в кружок они пришли не потому, что «надо», как в школу, а добровольно, потому что им это интересно.