Оказывается, что не всегда семейное неблагополучие в социальном и финансовом смысле является причиной хронических прогулов уроков в школе.
Российские психологи попытались связать положение в семьях и причины хронических прогулов. Получилось, что причиной может быть не только семейное неблагополучие, но и, например, стремление родителей к совершенству, вынуждающее детей обманывать, сообщаетпортал «Научная Россия». Результаты исследования психологов опубликованы на psyjournals.ru.
Увы, во все времена и во всех странах школьники прогуливали занятия. В разных странах доля прогульщиков разнится, и в целом их число увеличивается в старших классах. В России, например, прогуливают занятия 11-13% учеников по данным 2009 года (формальный критерий — отсутствие без уважительной причины 24,5 дней в году, из них 7 дней подряд). Причем, в среднем мальчики прогуливают чаще девочек.
Часто причиной прогулов может быть неблагополучная обстановка в школе — жесткое поведение учителей, травля или игнорирование со стороны одноклассников и тп. Однако нередко прогулы порождает семейная обстановка.
С одной стороны, это может быть просто неблагополучная обстановка в семье, при которой родители недостаточно хорошо следят за своими отпрысками и не считают, что получение образования стоит каких-либо усилий. В то же время психологами были определены такие факторы, как «инверсия иерархии», когда дети становятся главными и принимают важнейшие решение, а родители, соответственно, лишаются способности контролировать происходящее.
Кроме того, ребенок может прогуливать специально для родителей, пытаясь вызвать определенную реакцию. Например, чтобы сплотить конфликтующих маму и папу или начать бунт против перфекционизма родителей, которые ждут только отличных результатов.
Все это может породить тяжелые проблемы, которые подчас могут привести к большим сложностям в жизни ребенка, вплоть до совершения уголовных преступлений. Скажем, данные, собранные немецкими учеными на 2007 год, показали, что половина молодых заключенных были усердными прогульщиками.