Рособрнадзор подвел итоги ЕГЭ по обязательным экзаменам — математике и русскому языку.
Как следует из аналитических материалов Рособрнадзора, у нынешних выпускников недостаточно навыков анализа текста и проблемы с пунктуацией, а также с пониманием задач по математике, передает газета «Известия». Однако общий уровень качественных показателей возрос по сравнению с прошлогодними результатами ЕГЭ.
По данным федеральной службы, Единый госэкзамен по русскому языку показал, что, как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. У школьников плохо развиты навыки аналитической работы со словом и текстом, что сказывается на качестве написания сочинения-рассуждения. Наибольшие трудности выпускники испытывают, применяя пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи.
— Действительно, такая проблема существует. На уроках русского языка недостаточное внимание уделяется аналитической работе со словом и текстом, что сказывается не только при выполнении заданий с развернутым ответом, но и заданий, связанных со смысловым анализом текста, — говорит руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку Ирина Цыбулько.
При этом следует заметить, что результаты экзамена сопоставимы с показателями прошлых лет. Всего в основном периоде ЕГЭ по русскому языку в 2016 году приняли участие 658 392 человека (в 2015 году — 672 407 человек, в 2014-м — 708 809 человек). По сравнению с 2015 годом увеличилась доля сдавших экзамен с высокими результатами. Уменьшилась доля выпускников, не преодолевших минимальный балл: таких выпускников менее 1% по всей стране. 70,3% выпускников этого года показали результаты в диапазоне 41–80 баллов.
Экзамен по математике, который в 2015 году был разделен на базовый и профильный уровни, выявил некоторые проблемы. На базовом уровне по-прежнему главным фактором ошибок остается недостаточный уровень понимания условий при чтении задания. Второй фактор — арифметические ошибки. Всего в этом году базовую математику сдавали 561 088 выпускников (в 2015-м — 396 813 человек). Минимальный балл не набрали менее 5%. Анализ результатов показал, что наиболее успешно школьники справились с практико-ориентированными заданиями на чтение диаграмм и графиков, а также с заданиями на сопоставление реальных величин и простые бытовые расчеты.
— Одним из ведущих факторов ошибок ребят в базовом ЕГЭ по математике являются ошибки в чтении условия и арифметические ошибки. Во-первых, это непонимание условия вплоть до того, что человек отвечает просто на другой вопрос. Например, вопрос: какого числа был максимум на графике? А человек показывает сам этот максимум. То есть видно, что человек правильно прочитал график, определил максимум, но дал ответ не на тот вопрос, а значит, ответ формально неверен. Вместе с этой ошибкой довольно важно, что ребята во многих практико-ориентированных задачах не оценивают реалистичность полученных цифр, что могло бы помочь им увидеть неправильный ответ и исправить его, — пояснил руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ по математике Иван Ященко.
Зафиксирован рост выполнения геометрических заданий (как в экзамене базового, так и профильного уровня). По словам специалиста, сокращение количества ошибок связано с изменением два года назад модели экзамена для 9-го класса. Были выделены блоки «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика». Чтобы пройти экзамен, школьник должен набрать хотя бы минимальное количество баллов по каждому блоку.
Общее число участников ЕГЭ профильного уровня составило 439 229 выпускников (в 2015 году — 521 151 человек). Отмечается, что выпускники, не преодолевшие минимальный балл, наиболее слабо выполняли практико-ориентированные задания на преобразование выражений, что, в свою очередь, показывает их неготовность к продолжению образования по специальностям, где математика является профилирующей. Вместе с тем количество выпускников, набравших 60–100 баллов (массовые инженерные и экономические вузы), на 10 тыс. увеличилось. Число абитуриентов, набравших 80–100 баллов для попадания в топ-вуз, также увеличилось, до 17 668 человек (11 813 — в 2015 году).