5 июня в кино-досуговом центре «Чайка» прошел пресс-показ новой детской сказки «Жили-были мы». В качестве главных зрителей и критиков на показе были дети – ребята начальных классов из городских школьных лагерей. Юным зрителям фильм представили режиссер-постановщик, сценарист Анна Чернакова, художник-постановщик, сценарист Александр Адабашьян, актёры-дети, исполнившие главные роли: Соня Галишникова и Аня Корнева. Детям новая отечественная сказка понравилась, они ее приняли и восприняли.
Новый детский фильм – это сказка, сделанная в лучших традициях советских сказок. Здесь, несомненно, есть и положительные герои, и нестрашные злодеи, и, конечно, дидактика. Но, есть несколько неожиданных моментов. Главное в новом фильме – не наказание плохих героев и преодоление всех препятствий положительными, не исправление главного героя. Здесь этого ничего нет. Главные герои как были положительными, так и остались ими, без каких-либо изменений, злодей, которого сыграл известный российский актер Дмитрий Певцов – был, конечно, повержен, как и положено злодею. Главное здесь – связь времен посредством одной семьи, одного рода.
Но давайте по порядку. Фильм начинается с представления семьи: мамы, папы и шестилетней дочки. Мама – серьезная, а папа… Папа, как будто еще и не вырос, он, как говорится, на одной волне со своей дочерью: играет с ней, балуется, принимает условный детский мир. Дочь, Маруся, не по годам смышленый ребенок и к тому же большая фантазерка. Именно она потом придумает сказку, в которую отправит всех зрителей.
Сказка, как и положено, начинается с конфликта. Хотя, и конфликтом это назвать нельзя. Мама раздражается от несерьезности папы и дочери, от того, что они постоянно раскидывают все вещи, что-то случайно ломают в процессе игры, портят мамины чертежи для диссертации. Сразу вспоминается сцена из мультфильма о дяде Федоре из Простоквашино. Помните, когда мама тоже недовольна, что папа с дядей Федором чинят в гостиной автомобиль?
Но вернемся к нашей Марусе и ее папе. В какой-то момент мама заявляет, что уезжает в город, где чисто, все вещи на месте и когда вернется – не известно. И уходит. Девочка восприняла отъезд мамы близко к сердцу, естественно, насторожилась. А тут еще папа подлил масла в огонь, когда заявил, что и они уедут – на Байкал. Вот только приведут дом в порядок и починят те вещи, о которых говорила мама. И именно с этого момента и начала Маруся свою сказку. Почему начала? Наверное, потому что верила, что мама вернется, и своим рассказом пыталась отговорить папу уезжать, дождаться маму и помириться с ней.
А главными героями сказки стали юные мама и папа, которые дружили в детстве. Папа-мальчик попадает в ловушку, а мама-девочка Санька должна отправиться в путешествие во времени, чтобы спасти своего друга. И не просто во времени. Девочка Санька должна отправиться к пра-пра-прадедам Маруськи, чтобы те изготовили ей хрустальный ключ для вызволения папы из ловушки.
В Маруськиной сказке мама-Санька переживает опасные приключения: в XIX веке поднимает Александрийский столп, в XVII спасает юного царя Петра Первого из плена, попадает в Сибирь, в XV веке оказывается на вершине строящейся церкви, когда мастер покрывает купол золотом… В общем, приключений с погружениями в историю было много. А на пути путешествия Саньке в каждой эпохе помогали тоже дети – где помладше, а где и постарше.
Главным злодеем был Мовэ, который отправился вслед за Санькой. Но он не пытался остановить героиню на пути спасения своего друга. Он преследовал другую цель – отобрать у нее ключ для путешествия по времени. И, преследуя свои корыстные цели, зачастую он не только мешал Саньке, но даже где-то и спасал ее волей-неволей.
Преодолев все испытания, девочка возвращается домой и спасает своего друга. И здесь концовка сказки выходит за рамки придуманной истории Маруськи. Сказка входит в реальную жизнь семьи. Ведь Маруська с папой, так никуда и не уехав, возвращаются вечером домой, где встречают маму – повзрослевшую Саньку, как будто только вернувшуюся из путешествия.
«Главное в жизни человека — это чудо, которое бывает в детстве, добро и любовь! В фильме «Жили-были мы» есть и чудо, и добро, и любовь!» , — говорит народный артист РФ Дмитрий Певцов.
О художественном достоинстве сказки
Как уже отметили, фильм создан в лучших традициях советской сказки. Она не страшная, а скорее легкая для просмотра и восприятия. Дети в зале больше смеялись над проделками или неудачами Мовэ, нежели сопереживали главной героине.
Все повествование и действие в фильме очень условно, театрализовано, нам дают понять, что это фантазия девочки. Картонные декорации, нарочито примитивные компьютерные модели и живые люди в невероятных костюмах – вот художественные средства, которыми наполнена сказка. Например, Петербург XIX как будто нарисован ручкой – все декорации будто из картона, даже одежда жителей. Чем-то это напомнило мультфильм «Волшебное кольцо».
А, вот, потешные бои Петра I, куда попадает Санька, оказались вязаными. Даже ядра из пушки связаны.
Но уместна ли такая условность в нашем веке, когда зрители избалованы сногсшибательными спецэффектами, позволяющими переместиться в настоящий фантазийный мир? Могу сказать, что в этой картине уместна. Условность нисколько не мешала при просмотре, а, скорее, наоборот – даже где-то и помогала. Ведь маленькие дети любят создавать свои миры, они принимают всю его условность, а строят его из тех подручных материалов, которые видят вокруг себя. Так, Маруська никогда не была в Петербурге и знает о нем по картинкам. А в Сибири страшный медведь, от которого спасалась Санька, был похож на плюшевую игрушку Маруськи. Ключ для путешествия по времени – это всего лишь колесико от кресла, которое увидела Маруська в чулане, а проходом для путешествия во времени и пространстве становятся картины. Даже злодей Мовэ – это незнакомец, которого увидела Маруська на улице.
Всё это сделано для того, чтобы адекватно передать игру воображения маленькой девочки, которая смышленая не по годам, но еще у нее нет того багажа, который накапливается по мере взросления.
Актерский состав
Стоит отметить игру актеров в этом фильме. Условный мир не получился бы таким правдивым, если бы не отличное исполнение своих ролей двух маленьких актрис, которые сыграли главные роли: Маруськи и Саньки. Софья Галашникова заставила поверить в то, что девочка Маша – такая непосредственная, смышленая, которая на ходу придумывает свою историю, ни разу не выпадая из реального мира. Софье хотелось верить. А Анна Корнева создала отважную и серьезную Саньку, которая не испугалась путешествия и для достижения своей цели проявляла не только смекалку, но и доброту.
Вместе с актерами-детьми, в фильме снимались звезды отечественного кино, известные и любимые зрителями — Дмитрий Певцов, Елена Сафонова, Алена Бабенко, Александр Адабашьян, Владимир Ильин, Леонид Бичевин, Светлана Иванова, Михаил Жигалов. Авторы сценария Александр Адабашьян и Анна Чернакова, режиссер-постановщик Анна Чернакова.
После показа фильма режиссер-постановщик, сценарист Анна Чернакова, художник-постановщик, сценарист Александр Адабашьян, Соня Галишникова и Аня Корнева отвечали на вопросы юных зрителей, раздавали автографы с сделали групповой снимок со зрителями на память. Удивительно, но дети достаточно правильно поняли сказку, восприняли ее условность, правильно реагировали на то или иное событие, показанное в фильме.
А, если целевая аудитория оценила этот фильм, значит, сказка получилась. И пусть без спецэффектов, без явного конфликта и самых страшных злодеев. Не в них же дело, в конце концов. А в том, что хотели сказать фильмом его создатели.
«Это фильм, на который дети должны вести своих родителей, а родители должны вести своих детей. Это фильм, после которого можно разговаривать о жизни детям со взрослыми, а взрослым с детьми. Это фильм, о котором можно потом думать, а не только пережёвывать и переваривать попкорн. Это фильм, в котором вы, может, очень много узнаете о себе и о своих родителях, и о своей жизни, и, в том числе, об истории страны, в которой вы живёте. А если узнаете не всё, то может фильм вас сподвигнет к изучению…» – говорит Заслуженный художник РСФСР, Заслуженный деятель искусств РФ Александр Адабашьян.