Каждой маме знакома ситуация, когда ребенка просишь убрать игрушки или зовешь кушать, а он как будто и не слышит. Приходится повторять одно и то же несколько раз, а реакции никакой. Страшно хочется заорать: «Да, что это такое! Сколько можно повторять? Тебе все как об стенку горох!». Сдержаться некоторым не удается и их сложно осуждать. Очень трудно оставаться спокойной, когда ребенок игнорирует ваши слова и просьбы. Однако повышать голос непедагогично. В таком случае встает резонный вопрос: как себя вести, чтобы ребенок услышал?
Каждый день ребенку приходится узнавать что-то новое об окружающем мире, и только родители могут показать ему пример правильного отношения к жизненным ситуациям и дать советы. Поэтому очень важно с самого рождения ребенка вести себя так, чтобы он вас слышал. Чтобы достичь этого, нужно быть последовательным в словах и действиях. Если вы обещали ребенку купить что-то или наказать в случае невыполнения вашей просьбы, то сдержите свое слово. Иначе вы потеряете в его глазах родительский авторитет. В следующий раз он ваши слова просто проигнорирует. Он поймет, что ваши слова расходятся с делом, а значит, их можно и не слышать.
Если вы хотите, чтобы ребенок услышал, обращаться к нему надо спокойным голосом, не проявляя негативных эмоций. Сколько бы раз повторять не пришлось одни и те же фразы, раздражать поведение ребенка вас не должно. В словах, обращенных к ребенку, не должно быть ни гнева, ни обиды, ни критики, ни обвинений.
Перед тем, как давать ему указания, попытайтесь установить с ним зрительный контакт. Присядьте и опуститесь на один уровень с ребенком и поймайте его взгляд. Обращайтесь к нему доверительным голосом: «Сынок, нам пора идти кушать» или «Доченька, пора спать, давай уберем игрушки». Правильно излагайте свои запреты и требования, избегая отрицательных фраз, которые вызывают у ребенка раздражение. Например, вместо «не беги» лучше сказать «иди аккуратно», вместо «не кричи» — «говори потише».
Если хотите что-то запретить ребенку, объясните причину того, почему ему нельзя этого делать. Например: «Когда ты долго смотришь телевизор, твои глаза устают и начинают плохо видеть. Давай договоримся, что ты сейчас выключишь телевизор и дашь отдохнуть своим глазам. Я не хочу, чтобы твое зрение испортилось, и ты носил очки». Конкретизируйте свои просьбы и указания. Ребенку должны быть понятны ваши предложения и фразы. Излагая свою мысль, избегайте двусмысленности.
Если хотите, чтобы ребенок не ломал игрушки и наводил порядок в своей комнате, не оставляйте без внимания любое небрежное отношение ребенка к своим вещам. Если он сломал машинку, не успокаивайте его фразами: «Не расстраивайся, мы завтра тебе купим другую, такую же» или «Да плюнь ты на эту игрушку!». Взрослые хотят отгородить ребенка от лишних переживаний, а он после таких слов приходит к мысли, что обращаться бережно с игрушками не стоит. Их можно кидать и ломать. Если ребенок сломал игрушку, объясните ему, почему с игрушками нужно обращаться аккуратно. «Сынок, давай попробуем починить эту машинку вместе, ведь чтобы купить другую, нам надо заработать денег. В следующий раз постарайся не ломать свои игрушки и тогда ты поможешь нам сэкономить деньги». Ребенок должен понимать, почему ломать игрушки плохо и плюс у него появится стимул помогать родителям, которых он любит.
Если ребенок упрямится и специально делает вид, что вас не слышит, то без наказаний уже не обойтись. Действуйте по методу: «Не услышал — не получил». Например, не убрал игрушки — не разрешайте ему смотреть любимый мультик, не ложится спать — не читайте ему сказку на ночь. Однако не забывайте о том, что в воспитании детей обязательно должно присутствовать не только наказание, но и поощрение. Если ребенок выполнил ваше поручение, похвалите его: «Сынок, ты сегодня так быстро убрал свои игрушки, что мы можем теперь идти погулять. Мне очень нравится, когда ты так ведешь себя». После таких слов ребенок поймет, что игнорировать родительские просьбы невыгодно.
Чтобы ребенок услышал, излагайте свои высказывания так, что ему было трудно от них отказаться. Упомяните положительную сторону вашего требования. «Иди кушать, я приготовила тебе твой любимый суп» или «Быстрее одевайся, чтобы пойти гулять и кататься на санках». Заранее подготовьте ребенка к тому, что предстоит ему сделать: «Сейчас ты еще раз прокатишься с горки и мы пойдем домой».
Но помните, что без обратной связи диалога не построить. А потому, если хотите, чтобы ребенок вас слышал, научитесь сами активно слушать его и обращайтесь к нему с уважением. Даже если вам кажется, что он говорит одни глупости, слушайте его с интересом, задавайте ему вопросы, касающиеся его увлечения и жизни.
Главное в воспитании детей — найти с ребенком взаимопонимание. И тогда он обязательно услышит все ваши просьбы и указания.
Источник: MedUniver