Считается, что домашнее задание – это самостоятельная работа, которую ученик выполняет дома, закрепляя и усваивая таким образом пройденный материал. А поэтому многие учителя советуют и даже требуют от родителей не делать за детей заданную работу. Но многие ученые говорят о том, что помогать ребенку с домашним заданием просто необходимо.
Педагоги и психологи сходятся в том, что самостоятельное усвоение школьных знаний дома необходимо, оно помогает ребёнку приучиться к дисциплине и к организации своего времени.
Но должен ли ребёнок оставаться с домашним заданием один на один? Нет, говорят учёные. Иногда на дом задают такой объём работы, с которым справиться в одиночку сложно. Здесь и должны присоединяться родители – не для того, чтобы разжёвывать школьнику суть задания, а для эмоциональной поддержки.
Психолог Татьяна Малютина особенно подчёркивает важность такой помощи для младших школьников. В семь лет ребёнок ещё не усвоил весь объём ответственности, с которой он сталкивается. По сравнению с дошкольным возрастом нагрузки и требования вырастают в разы, а ведь психически он мало отличается. Стресс в первом классе может навсегда отвратить ребёнка от учения, дать ему понять, что он не способен хорошо учиться. Поэтому учителя и родители должны быть особенно тактичны в этот период.
Домашнее задание для учеников младших классов должно быть выполнимым в течение часа-полутора. При этом оно должно быть разбито на фрагменты, между которыми ребёнок может отвлечься на физическую активность. Разминка для рук, прыжки, прогулки – всё это особенно приятно после занятий по письму или арифметике.
Хорошей и эффективной домашней работе способствует правильно организованное рабочее место. Непременно выделите школьнику собственный письменный стол. Не тревожьте его, когда он выполняет свои задания.
Существует целый ряд приёмов, позволяющих ребёнку эффективнее заниматься домашней работой. Кроме перерывов на подвижные игры и занятия, это правильная организация.
Пусть ребёнок начинает домашнюю работу с предмета, который даётся ему легче всего. Первый успех создаст положительный эмоциональный фон. Воодушевление поможет ему справиться и с другими предметами.
Вообще эмоциональное состояние школьника – ключевой фактор успешной домашней работы. Дети очень чувствительны к настроению родителей. Искреннее желание родителей помочь, способность сосредоточиться на совместной работе – шаг к успеху. Пока ребёнок не может справляться в одиночку, ему можно и нужно помогать. Чем лучше он усваивает требования, тем больше стоит сосредоточиться на моральной поддержке.
А вот крайности не помогут. Если родители будут чрезмерно придирчивыми и будут указывать только на ошибки и помарки, ребёнок рискует получить сильнейшие комплексы. Но и избыточное внимание не лучше. Если вы будете делать за ребёнка всю работу (или даже её заметную часть), школьник быстро переложит выполнение задания на вас. Что в перспективе грозит не только комплексами, но и невозможность в дальнейшем самостоятельно справляться с поставленными задачами.
Обязательно надо хвалить ребёнка за успешное выполнение работы. Если же у него есть уважительная причина не доделывать работу (он плохо себя чувствует или не выспался) – не насилуйте детскую природу и позвольте ребёнку получить злополучную тройку, не ругайте за неё. Помните: ваша безусловная любовь даст ребёнку куда больше, чем четверть без троек. А любовь к учёбе и новым знаниям позволит ему самостоятельно заполнить все пробелы в жизни. Главное – здоровье и энтузиазм ребёнка.