17 марта стартует городской межмузейный проект для школьников младших и средних классов, а также для семей — «Петербургские Экоигры-2017». В течение года – по декабрь 2017 – участники будут двигаться по специальному маршрутному листу и посетят 11 городских площадок с программами на экологическую тему. Завершатся игры в январе 2018 года грандиозным ЭКОтурниром, где будут объявлены победители масштабного ЭКОквеста.
Идейным вдохновителем и организатором Первых ЭКОигр выступает информационно-образовательный центр ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
— Экологическим просвещением мы занимаемся уже 15 лет, с 2002 года, когда был организован Детский экологический центр Водоканала. Для нас каждый год – это год экологии. Но поскольку 2017 год объявлен Годом экологии в России, мы решили предложить городу какой-то новый, отдельный и по возможности масштабный проект, выходящий за рамки того, что мы обычно делаем, – рассказала заместитель директора филиала «Информационно-образовательный центр» по профессиональному ориентированию и подготовке ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Светлана Пшеничная на пресс-конференции в «Интерфаксе», посвященной старту Экоигр. – Наша идея состояла в том, чтобы объединить музейные площадки и эколого-просветительские центры Санкт-Петербурга и создать интересный игровой маршрут по экологии для школьников 2-8 классов, а также детей с родителями. В итоге к нашим Экоиграм присоединились 11 музеев города и экологических центров.
Участники проекта могут посещать любые из площадок, участвующих в Играх, и ставить специальные отметки о посещении в маршрутном листе. Листы выдаются в первом музее или центре, который посетит команда. Посещение по времени не регламентировано строго. Игры продлятся достаточно долго – с марта по декабрь 2017 года. Поэтому команды сами могут составить свой план посещения и определиться, на какую программу они хотят попасть. Но количество отметок будет влиять на участии в финальной игре – ЭКОтурнире, который пройдет в январе 2018 года. Знания, полученные во время участия в играх, пригодятся командам при ответе на финальные вопросы турнира. Победители же получат специальные призы-впечатления. Какие – организаторы пока держат в секрете.
Каждая площадка, участвующая в проекте, разработала свою игру. На пресс-конференции, посвященной началу ЭКОигр, были представлены эти программы.
Так, Музейный комплекс «Вселенная воды» и детский экологический центр Водоканала проведет «Водные Олимпиады»:
— Наша тематика – это водосбережение, личное водопользование и на уровне домохозяйств. Поэтому наша программа «Водные Олимпиады» будет посвящена изучению запасов воды в городах России, бережному водопользованию и сохранению водных ресурсов в мире, – коротко рассказала о программе Светлана Пшеничная.
А сотрудники эколого-биологического центра «Крестовский остров» расскажут ребятам не о пагубном воздействии человека на природу, а о том, как люди стараются охранять окружающую среду:
— Мы решили показать ребятам позитивные моменты деятельности человека по охране окружающей среды, — рассказал директор центра «Крестовский остров» Артур Ляндзберг. – Мы считаем, что ребятам важно знать, что о природе кто-то думает и защищает ее, следит за ее состоянием. Поэтому мы разработали игру «Экологический дозор «Крестовский детектив». В ходе игры мы предложим ребятам разрешить запутанное дело при помощи контроля состояния окружающей среды. Участники смогут провести анализы продуктов, воздуха, почвы и качества воды.
Океанариум «Планета Нептун» решил рассказать участникам игр о многообразии программ по защите мирового океана и его обитателях, успешно реализуемых в мире:
— Океанариум – это не только место демонстрации животных, у него есть и другие цели: популяризация знаний о животных, обитателях мирового океана и сохранение биоразнообразия, — говорит Александр Коробков, руководитель учебного центра Санкт-Петербургского океанариума. – Мы решили рассказать о программах, которые реализуются по всему миру по защите морских экосистем, мирового океана, его биологического разнообразия. Естественно, о программах мы расскажем в игровой форме. В итоге дети должны будут подойти к пониманию того, что они тоже могут что-то сделать полезное, и это будет на пользу окружающей среде.
Гости музея почвоведения перенесутся во времена Петра I и посмотрят на почвы, спрятанные не только на глубину более 4 метров, но и в глубину веков:
— Мы решили показать масштабы влияния человеческой деятельности на природу. Почва – это не только зеркало ландшафта, но и память ландшафта. Вместе с командами мы заглянем под асфальт и попробуем представить, что было на месте нашего города более 300 лет назад, – рассказала о разработанной экологической программе Елена Русакова, старший научный сотрудник Центрального музея почвоведения им. В.В. Докучаева. – Мы хотим показать ребятам, что увидел Петр I, когда он пришел сюда и задумал здесь город поставить. Ведь многие уверены, что Санкт-Петербург построен на болотах. Но это далеко не так. И мы развенчаем эту легенду. У нас составлена карта почвенного покрова на 1703 год, по которой можно понять, какая в те времена была растительность и какой был рельеф. А потом мы еще дальше уйдем в глубь веков – на целые 4 тысячи лет назад, и поговорим, откуда взялась наша река Нева, чем она выделяется от всех остальных рек России.
Один из крупнейших зоологических музеев в мире – Зоологический музей Российской Академии наук – подготовил для участников программу об экологии животных, о их месте обитания совместно с человеком и о целесообразности возрождения вымерших:
— Наш музей предлагает 2 цикла экскурсий – для младших школьников и для средних классов. Во время экскурсий мы будем обсуждать проблемы жизни животных в городской среде. Не всегда она сказывается пагубно. Зачастую среда, созданная человеком, становится очень привлекательной для многих видов птиц и животных. Мы попытаемся ответить на вопросы, почему это происходит и к чему приводит изменение поведения тех или иных видов животного мира. Также поднимем вопросы по поводу вымирания животных и возможности возрождения уже вымерших, например, динозавров. Почему этого нельзя делать с экологической точки зрения.
А музей-макет «Петровская акватория» разработал программу, позволяющую «путешествовать» по всем временам года:
— Программа разработана на основе школьной программы «Окружающий мир». Ребята через интерактивные кнопки пройдут по всем временам года, выполнят те или иные задания, закрепят полученные знания, а в конце их будет ждать небольшой сюрприз. Участники смогут самостоятельно изготовить сувенирный ландшафтный макет и взять его себе на память.
Ботанический сад Петра Великого решил восполнить пробелы в ботанике не только среди школьников, но и родителей детей:
— По опыту работы мы стали сталкиваться с такой проблемой, что многие взрослые имеют большие проблемы в знании и понимании растений, многие не знают элементарных вещей, уверены в том, что деревья будут расти, если их посадить вверх корнями. Естественно, эти же знания они передают и своим детям, — рассказала на пресс-конференции методист Ботанического сада Петра Великого Лариса Мусинова. — Кроме того, интерес к ботанике резко падает в 7-8 классе, когда в школах заканчивается изучение этого раздела. Поэтому мы решили в игровой форме восполнить не только пробелы, но и заинтересовать подростков в дальнейшем изучении мира растений. Мы разработали программу специально для 7-8 классов и семейных групп, где будем изучать в игровой форме экологию растений. За каждый правильный ответ участники получат специальные ключи, разбросанные по всему маршруту. Самое интересное, что маршрут, протяженностью 500 м, будет проходить по тропическому маршруту Ботанического сада, где представлены экзотические растения. Так что, думаю, наша игра понравится не только детям, но и взрослым.
А, вот, Ленинградский зоопарк не сразу присоединится к ЭКОиграм, а только с сентября, поскольку сейчас идет своя интерактивная программа.
— С сентября мы готовы принять всех участников ЭКОигр в павильоне-лектории, который будет разбит на отдельные игровые зоны. Наша программа рассчитана на организованные группы младших школьных классов. Мы в логических, физических и интеллектуальных играх расскажем ребятам об основных, на наш взгляд, и наиболее интересных законах природы – как животные уживаются друг с другом, как делят пространство, сосуществуют в дикой природе и не уничтожают друг друга без острой необходимости. Кроме того, затронем тему, как влияют экологические и антропогенные катастрофы на жизнь и естественную среду обитания животных, как передается эта цепочка событий и всегда ли она сказывается негативно на природе. Также затронем вопросы, как животный мир умеет приспосабливаться к различным изменениям, которые в том числе вносит и человек. А в конце программы каждую команду ждет общение с контактными животными Ленинградского зоопарка.
Квест-игру «Живая вода АЭС» разработали для ребят и сотрудники Информационного центра по атомной энергии. Но, в отличие от других площадок, сотрудники центра будут проводить игры на территории команд – в школах.
А Балтийский фонд природы будет проводить свою программу только в летнее время в парковых зонах города.
И, наконец, музей Арктики и Антарктики на своей игровой площадке расскажет участникам, как осваивается человеком Арктика и к каким последствиям для природы приводит активная деятельность людей, поговорят о разнообразии животных и особенностях их обитания в суровых условиях.